Реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме завершена. Восстановление единственного в России памятника архитектуры в стиле рококо проходило на протяжении почти 20 лет. И вот последние четыре зала готовы к открытию. Главная ценность – подлинность, которую удалось сохранить.

Китайский дворец в середине 18 века был пожалуй самым модным местом в Петербурге. В северном климате росли не только мандариновые деревья, полон экзотики летний «домик» Екатерины II был и внутри. Императрица обустраивала его в стиле шинуазри, что в переводе с французского означало «китайщина». Впрочем, стены опочивальни хоть и обтянуты китайским шелком, но его происхождение вполне русское.

«В этот момент Россия с Китаем прервала торговлю. И тогда было принято решение – приобрести шелк в Европе, а расписать его здесь. А картины, которые мы видим сейчас на шелке, это придумка наших художников, которые смотрели на вазы, привезенные оттуда, и копировали, подражали и делали такие сценки, как они представляют Китай», – объяснила заведующий сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума» Татьяна Сясина.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

На стенах будто только что из-под кисти художника роспись 18 века. Чего только стоят живописные плафоны, которые будто парят над интерьерами. Впрочем, уже тогда думали не только о красоте, но и о практичности.

Залы не похожи друг на друга. Они будто соревнуются в роскоши убранства: деревянная резьба, лепнина, сусальное золото, а паркет, пусть местами и неровный, но главное, это тот самый, по которому ходила Екатерина Алексеевна.

Китайский дворец по сравнению с другими кажется лишен имперского размаха. Все помещения – небольшие. Это, например, одно из любимых у Екатерины II – ее рабочий кабинет. Здесь императрица любила уединяться от шума праздных балов и читать книги. Тут стоял письменный стол и была небольшая библиотека. А погрузиться в соответствующую атмосферу ей помогали живописные стены. На них – сюжеты из античных мифов, пальмовые листья, цветы, ленты и птицы на фоне, украшенном серебром.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Главная ценность Китайского дворца – подлинность его интерьеров. Они чудом не пострадали в годы революций и Великой Отечественной войны. Но время оставило свой след, дворец обветшал и давно нуждался в реставрации. Восстановить уникальный памятник помог «Газпром». Его глава Алексей Миллер первым оценил результаты трудов реставраторов.

«Китайский дворец восстановили сотрудники музея, мастера Ленинградский школы реставрации – самой лучшей школы в мире. И сегодня мы говорим им огромное спасибо», – сказал председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

«Этот дворец, после войны чудом сохранившийся, принял первых посетителей в 1946 году. И К 80 годам требовал реставрации…мы начали длинный, но окончившийся путь», – добавил генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.

Последние четыре зала небольшие, но сложные. Если говорить языком музейщиков, это консервативная реставрация, то есть когда важно сохранить не только верхний слой, но и все то, что есть под ним. А таких чудес не мало.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«В Большом китайском кабинете, когда была позолота 19 века, она находилась в неудовлетворительном состоянии. Где-то она шелушилась. Но самое удивительное открытие было, когда мы обнаружили, что под ней – подлинная позолота 18 века. Причем она находится в состоянии лучшем, чем та, что 19-го», – сказал директор петербургской реставрационной компании Михаил Ботаковский.

Всего в китайском дворце 17 залов, на их восстановление ушло почти 20 лет. Только первые два года ушли на то, чтобы создать в неотапливаемом дворце правильный микроклимат. Причем для каждого помещения он свой. Теперь там повсюду датчики с данными о влажности. Полюбоваться красотой и блеском Китайского дворца посетители Ораниенбаума смогут уже с 18 июня. Их ждут не только интерьеры, частично сохранена и мебель. Например, гости смогут полюбоваться зеркалами, в которые когда-то смотрелась Екатерина II.