Ветераны Великой Отечественной войны в эти дни принимают поздравления. Почетный гражданин Стрельны Владимир Берчиков встретил гостей на своем приусадебном участке. И казалось бы, что удивительного. Но в свои 100 лет долгожитель продолжает ухаживать за яблоневым садом и выращивать овощи.
На приусадебном участке у Владимира Берчикова – идеальный порядок. Несмотря на то, что ветеран Великой Отечественной войны отметил вековой юбилей, он каждый день лично занимается грядками.
В парнике подрастают помидоры и редис. Вот-вот должны взойти семена картофеля.
«Если я брошу, что я буду делать? У телевизора сидеть. Так я через полгода дам дуба», – подчеркнул ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник МВД СССР Владимир Берчиков.
Активная жизненная позиция – с юности. В 17 лет Владимир Берчиков – тогда ученик 8 специальной артиллерийской школы – записался добровольцем в народное ополчение. Рвался защищать родной Ленинград. Батальон отправили на реку Ижору.
«Вооружение у нас было слабое. В Ленинграде не оказалось оружия. На троих – одна винтовка. Пару гранат, две бутылки с зажигательной смесью», – рассказал ветеран.
Тем не менее ополченцам удалось задержать противника, обеспечив отход советских частей из Гатчины. Берчиков был наводчиком противотанкового орудия. Вел огонь из дзота – дерево-земляной точки. Когда стало ясно, что война затянется, курсантов вернули в город. Начались тяготы осадного положения. Паек – всего 125 граммов хлеба в день.
«8 февраля нашу школу вывезли через Ладогу на полуторках. Мороз был 40 градусов. Мы все замерзли в своих этих штанишках. В Жихарево были питательные пункты. Мы подкормились. В обед я помню борщ, гречневая каша и плитка шоколада», – рассказал Владимир Берчиков.
Такое изобилие продуктов измученным голодом ленинградцам казалось чудом. Когда Владимир Берчиков окреп и набрался сил, снова пошел в военкомат. Там решили отправить молодого человека не на передовую, а на курсы младших лейтенантов. Правда доучиться не удалось. Часть бросили под Ржев. В ожесточенных боях Берчиков получил несколько ранений. Правая рука до сих пор плохо слушается.
«Сначала вот сюда попала крупинка. Я потерял чувствительность. А потом вообще все вырвано было вот так. Локтевой нерв – был дефект 4 сантиметра. Мне его сшивали 2,5 часа», – рассказал ветеран.
7 месяце в госпитале. А потом – работа в милиции, который отдал сорок лет. Для молодых сотрудников Владимир Алексеевич – пример.
После Владимир Алексеевич признается: устал от внимания. Поэтому 9 мая встретит скромно, в кругу семьи. И обязательно вспомнит товарищей, тех, кто отдал свою жизнь за победу.