Праздник под звуки саксофона. Международный день джаза в Петербурге отметили масштабным гала-концертом. На сцену театра эстрады имени Аркадия Райкина вышли лучшие музыканты Северной столицы: народный артист России Давид Голощёкин, вокалистка Юлия Касьян, Джаз филармоник Оркестра и другие.
Джаз – это всегда сюрприз и не только для публики. Что и в каком ритме играть – музыканты могут решить буквально перед выходом на сцену.
«Я даже не знаю, с какой ноты начну соло», – говорит мэтр петербургского джаза Давид Голощекин. Но именно эта загадка пленяет публику и самих исполнителей.
«У джазовых музыкантов никаких нот нет. Все в голове. Дается, темп, ритм – это определяется заранее. Я могу за минуту до выхода на сцену сказать: «Играем в эту вещь в таком-то ритме». Дальше уже каждый знает, что делать. У каждого в голове эта музыка», – отметил художественный руководитель Филармонии джазовой музыки, народный артист России Давид Голощекин.
Но импровизация – это не только способность бегло сочинять вариации. Нужно виртуозно владеть инструментом и знать определенные приемы, на основе которых получаются новые версии исходной мелодии.
Как музыкальное направление джаз возник в самом начале XX века. Благодаря постоянным экспериментам, музыка угнетенных – так изначально называли этот стиль – находилась в непрерывном развитии: на стыке жанров возникали новые направления, восходили молодые звезды. Интересно, что на заре становления в джаз-бэндах играли только мужчины. Но в 20-х годах прошлого столетия в импровизации зазвучали и женские голоса.
«Джазовая вокальная школа – это огромный пласт в культуре. Такие великие женщины, как Билли Холидей, Сара Воан, Элла Фицжеральд, Пегги Ли и многие другие. Благодаря тому, что были эти великие люди, мы можем стоять на сцене», – рассказала джазовая вокалистка Юлия Касьян.
В программе гала- концерта – авторские темы, произведения и вариации классиков жанра, чьи имена знакомы даже неподготовленному слушателю. Впрочем, как признаются музыканты, таких в их направлении немного.
Как сказал великий трубач Диззи Гиллеспи, чтобы любить и понимать джаз, у слушателя должно быть открыто не только сердце, но и уши. Не зря этот жанр называют самой честной музыкой.