Профессия исследователей и неисправимых романтиков. В первое воскресенье апреля в России отмечают День геолога — профессиональный праздник специалистов, чей труд — это не только научные изыскания, но и кропотливая работа в экспедициях. Как в Петербурге обучают будущих геологов? И о чем говорит язык Земли? Ответы ищите в материале телеканала «Санкт-Петербург».

Студенты СПбГУ изучают редкие минералы, а по пути разглядывают медведей и лис в естественной среде обитания. Учебная практика, которой, пожалуй, позавидуют многие. Живописные виды гор и лесов в сотнях километров от цивилизации.

«В первую очередь меня привлекало, что можешь побывать на уникальных объектах, куда либо нога человека не ступала, либо ступала когда-то очень давно», — отметила магистрант Института наук о земле Санкт-Петербургского государственного университета Лидия Семёнова.

«Не сам процесс работы с камнем меня интересует, а именно то, что я работаю с каким-то природным веществом, то, что я грубо говоря говорю на языке земли», — добавила аспирант института наук о земле Санкт-Петербургского государственного университета Анна Пазухина.

Экспедиции геологи называют работой «в полях». Спать, есть и жить — без особых удобств, в палатках. Прочесывают каждый сантиметр земли и пополняют коллекции лаборатории редкими породами. Далее очередь серьезных исследований.

«Цирконы или иные минералы, которые нас интересуют, упаковываются в эпоксидные шайбочки», — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории изотопной геологии Института геологии и геохронологии докембрия РАН Юлия Плоткина.

Крошечные пробы в лаборатории Института геологии и геохронологии под микроскопом готовят к изучению. На находку заводят свою карточку. Как только первые сведения собраны, ее отправляют хорошо промерзнуть.

«Так называемая криогенная ловушка, это холодильник, который питается жидким азотом», — сказал старший научный сотрудник лаборатории геохимии изотопов Института геологии и геохронологии докембрия РАН, доцент кафедры геохимии СПбГУ Валерий Саватенков.

В емкость помещают жидкий азот. Низкая температура — до минус двухсот градусов — позволяет точнее изучить изотопный состав пробы. Это и помогает узнать, когда горная порода сформировалась.

Ольга Якубович трудится геологом с 2010 года. Недавно получила премию за разработку важной отечественной технологии для поиска золота и платины. За время работы побывала на месторождениях по всему миру — от ЮАР до Дальнего Востока.

«Особенность и сложность геологии состоит в том, что словами описать и передать место достаточно сложно до сих пор. Несмотря на отличные методы фотофиксации и видеофиксации. Геологу важно самому приезжать, самому смотреть», — отмечает научный сотрудник лаборатории изотопной геологии Института геологии и геохронологии докембрия РАН, профессор кафедры геохимии СПбГУ Ольга Якубович.

Раньше геологи многое делали вручную. Теперь им в помощь цифровые технологии. Вместо многочисленных записей — специальные планшеты.

«Существует система координат — широта, долгота и высота над уровнем моря. Но есть еще четвертая координата — это время. Так вот геолог изучает эту четвертую координату — время», — сказал директор Института геологии и геохронологии докембрия РАН, профессор кафедры геохимии СПбГУ Антон Кузнецов.

За последние десятилетия изменилось многое: палатки стали легче, снаряжение удобнее, но неизменным остается одно — в профессию идут неисправимые романтики.