История собственной семьи часто требует восстановления. Очень часто, став взрослыми, мы жалеем о том, что не задавали вопросов своим бабушкам и дедушкам. И, оглянувшись назад, понимаем, наша родословная теряется где-то в XX веке, а что было раньше? Кем были наши предки? Как они переживали вихри судьбы, чем занимались, кого любили? Эти вопросы волнуют многих, но не все готовы начать непростое путешествие во времени в поисках своих корней.

В Этнографическом музее в Петербурге прошёл фестиваль, который собрал профессионалов и любителей генеалогии. Оказывается, их очень много. И с каждым годом интерес к составлению родословных только растёт. Наука это непростая. Иногда годами по крупицам приходится искать информацию. Но это как читать хорошую книгу, не оторваться. И чем дальше в прошлое, тем больше знаний о себе самом. Главное – сделать первый шаг.

«Вот моё родовое древо, вот я, вот мои дедушки». И так до начала XIX века. Вадим Ревелисов-Крумер вот уже пять лет профессионально восстанавливает память своего рода, но началось всё гораздо раньше, когда маленькому Вадику было всего лишь 10 лет.

«Всё началось осознанно, когда мы были на даче, мама, папа, бабушка, дедушка, выключили свет, бабушка с дедушкой стали рассказывать, а брат достал блокнот и стал записывать», – рассказал Вадим Ревелисов-Крумер.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Такая же история произошла и в семье Ольги Дудиной, которая с детства слышала от бабушки не только истории предков, но и их песни, которые бережно передавали из рода в род вот уже 7 поколений. Оля выросла и создала родовой ансамбль, в нём 20 человек, и все родственники, а исполняют они репертуар предков.

«Это интуитивный зов корней, зов предков, близость к корням, любовь к тому месту, где ты родился, к тем деревням, где жили родственники — это питает, даёт силы незримые», – рассказала педагог ансамбля «Перезвон» Лукина Дарья Сергеевна.

Такие дары рода в детстве получают немногие. В остальных случаях интерес, если возникает, то уже в зрелом возрасте. Как у теперь постоянного гостя Центрального государственного архива Марии Максутовой, которая заинтересовалась генеалогией совершенно случайно.

«Мои дети получили в школе задание составить генеалогическое древо. Я рассказала детям историю своей семьи, мы увлеклись, составили генеалогическое древо, поехали на конкурс в Москву – и это меня так вдохновило», – рассказала Мария Максутова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Вдохновило настолько, что Мария начала активно изучать сохранившиеся документы. И выяснила, что история рода Максутовых началась от потомка Чингисхана Максута, спасшего Петра Первого от волков, за что предок получил надел земли. А потомки — огромное родословное древо.

Но красота и ветвистость дерева — не главное. Изучая истории предков, многие неожиданно понимают и своё призвания:

«Когда я приобщился к церковной жизни, я стал петь в хоре, в духовной академии. Мы с отцом не говорили о церкви, он даже не знал, что я крестился, и я вдруг узнаю, что мой дедушка был церковным певчим. Мы жили отдельно, я не знал. Моё певческое призвание было предопределено моим дедушкой», – отметил директор Центра генеалогии Российской Национальной библиотеки Игорь Сахаров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Игорь Сахаров — создатель первого в СССР Русского генеалогического общества — уверен: погружение в прошлое семьи — словно большой исторический детектив: Стоит начать и уже не возможно остановиться. Он помог восстановить тысячи родословных, и даже собрал дома огромный генеалогический каталог.

А чтобы хоть что-то сохранилось – важно начать задавать вопросы тем, кто рядом: бабушкам, дедушкам, родителям. Это самый первый шаг на пути составления родословной.

«Если вы знаете название деревни — это полдела, важно еще знать приход, можете поехать – и ищите метрические книги, кого крестили, кого отпевали», – отметил Игорь Сахаров.

«В нашем архиве хранятся метрические книги по разным конфессиям: православные, лютеране, католики, евреи. Вот запись о рождении у чиновника 9-го класса камер-юнкера Пушкина и законной жены — Натальи дочери Натальи в 1836 году», – отметила заведующая отделом использования и публикации документов ЦГИА Елизавета Деревнина.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Посетить архив — может любой желающий. Базы в свободном доступе. Здесь можно работать месяцами, и за это время сделать множество открытий. Семейная родославная – это дорога, прежде всего, к себе! Теперь в этом уверен и Вадим Ревелисов-Крумер. Зная своё прошлое, смелее смотришь в будущее.

«Чем генеалогия может помочь тебе? Во-первых, сделать жизнь счастливее, спокойнее, когда ты узнаёшь историю семьи, видишь, какой опыт проживали, оставляешь опыт им, это был лучший вариант, который возможен. Ты формируешь информацию для своих потомков», – отметил житель Санкт-Петербурга Вадим Ревелисов-Крумер.