Более 2,5 тыс. экспедиций проведут участники акции «Вахта памяти». Работы проходят в разных регионах России. Поисковые отряды уже отправились в Ленинградскую область, там запланировано 4 крупных экспедиции – в местах, где проходили ожесточенные бои.
Это не пикник на природе, несмотря на антураж – поисковый отряд требует дисциплины. Всё достаточно строго по расписанию, и каждый знает свою роль. На раскопки уходят не все, кто-то остаётся следить за порядком в лагере и готовить ужин. Сухпаёк на обед – с собой.
Телефоны у молодежи собирают и возвращают только вечером. Как шутят руководители, раньше в темноте все собирались у костра, теперь у генератора.
«У нас прожектора везде – даже баннер подсвечен. Дети заряжают телефоны вечером. И можно снять это фееричное шоу, когда много-много проводов. Как у студентов – 1 сосиска и 17 вилок. Примерно так у нас, только на одну розетку», – рассказал заместитель командира поискового отряда Виктор Постников.
Окрестности Шлиссельбурга и Синявинские высоты помнят ожесточенные сражения времен Великой Отечественной. Участники поискового отряда изучают детали одной из первых операций по прорыву блокады.
Шлиссельбургский десант – операция, которая могла бы серьезно изменить ход всей войны. Осенью 1941 года советская армия планировала вернуть себе под контроль участок протяженностью 11 километров в этой местности. Это позволило бы создать так необходимую для осажденного города артерию жизни.
Но немецкие войска достаточно серьезно здесь окопались и имели пристреленные траншеи. Расчет операции был на внезапность и чёткость действий. Историки поясняют, сработала только внезапность. Это героический и при этом трагичный эпизод битвы за освобождение Ленинграда.
«С трех сторон взять в такие клещи отбить это бутылочное горлышко. На бумаге – хорошая задумка. Но переправы с Невского пяточка не произошло. Дивизия 54 армии не поддержала, пехотная дивизия не смогла выполнить свою задачу – и здесь сражались практически одни моряки из первого лыжного. Внезапность, которая дала результат первые несколько часов, но потом немцы очухались. У них логистика была прекрасная. Они стали подвозить из Синявино на грузовичках свежие подкрепления», – рассказал внук участника Шлиссельбургского десанта, писатель Валерий Шагин.
До прорыва блокады оставалось ещё 2 года. А благодаря усилиям поисковиков, в том числе и из этого отряда, спустя годы становятся известны фамилии погибших солдат. Они даже смогли установить мемориальную доску павшим. Также совсем недавно найден именной медальон бойца – это большая удача.
«Главная находка – это медальон, кончено. Именная вещь – это, например, котелок, а на нём пять фамилий. То есть нужно понимать, что 2-3 именных вещи – это 90%, что Иванов Иван Иванович тут перед нами. Если у него одна подписная вещь, то это не всегда подтверждение того, что это – его котелок. Поэтому здесь есть трудности, а вот медальон – это 100%», – объяснил заместитель командира поискового отряда Виктор Постников.
Основу отряда составляют школьники и студенты. Они, как правило, приезжают один раз – просто посмотреть – и остаются на годы.
«Несмотря на то что надо ковыряться в грязи, очень много работы, вставать рано – всё равно что-то тянет», – рассказала участница поискового отряда Вероника Попова.
Вероника – ещё и фотограф или, как её тут называют, поисковик нужного ракурса. Говорит, уже есть чем похвастаться.
«Самый удачный кадр – это когда шеврон Вель на берегу Ладожского озера. Очень красивый кадр получился», – рассказала участница поискового отряда Вероника Попова.
Эта «Вахта памяти» для отряда продлится до 7 мая. Важна каждая найденная вещь. Ведь в итоге, пусть и не сразу, из осколков истории удастся узнать судьбу конкретного человека.