Русский музей отреставрировал 22 произведения искусства, которые пострадали во время взрыва в центре Таганрога в июле прошлого года. В результате попадания ракеты в здание музея тогда были и испорчены картины постоянного раздела экспозиции «Золотые имена Серебрянного века». Накануне в Мраморном дворце представили восстановленные полотна. Увидеть их можно на Выставке «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу».
Лицо героини картины «Изумрудный шарф» было изрезано шрамами от осколков, а платье покрывала стеклянная пыль. Теперь девушка снова свежа и прекрасна. Значительные повреждения получили работы Константина Коровина «Терраса» и «Натюрморт». Реставраторы заделали дыры, почистили загрязнения, удалили потемневший лак и потертости.
«Картина после всего этого была тонирована красками современными реставрационными, и она заиграла красками художника Коровина – того самого русского импрессиониста», – рассказала художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Татьяна Серова.
У картины Анри Шопена «Благословение Ревекки» были множественные повреждения холста. Реставраторы стык в стык склеили нити, а вырванные фрагменты восполнили донорскими кусочками полотна, которые взяли с кромки.
Восстановление провели в Санкт-Петербурге при поддержке Газпрома. Для каждого произведения разработали индивидуальную методику восстановления. В музее этот процесс называют военно-полевой хирургией в сфере реставрации. А повреждения – ранами.
«Слишком незнакомыми и непривычными для реставрационного сообщества были сами повреждения, потому что они носили характер разрывов. И многие другие серьезнейшие повреждения, связанные с ракетным ударом, а не с тем, что полотно состарилось», – отметила директор Государственного Русского музея Алла Манилова.
В общей сложности от взрыва пострадали 22 шедевра мастеров Серебряного века: графика, живопись и скульптура. Реставрацию сопровождали масштабные исследования: эксперты изучили пигменты, состав красок, грунта, холста. Менее чем за год картинам вернули изначальный вид, задуманный художниками.
«Этот период славится тем, что очень много экспериментировали художники. Поэтому часто был очень сложный состав красок – смешанных, не соблюдались технологии, как это было в XVIII и перовой половине XIX века. Этот эксперимент, появление новых материалов, он, конечно, наложил особый отпечаток на произведения этого периода. Они наиболее хрупкие», – объяснила заместитель генерального директора Государственного Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.
Таганрогский художественный музей владеет редким собранием. Его формировало не одно поколение музейных работников. Коллекция состоит из произведений известных отечественных и зарубежных мастеров, а также включает все лучшее, что создано художниками Донского региона.
«В основном это были приобретения из частных коллекций. Очень интересная история замечательных парных работ Анри Шопена. Они были приобретены после национализации у городского главы Таганрога Лицина. Работа Серебряковой была приобретена у ее дочери», – рассказала директор Таганрогского художественного музея Тамара Пугач.
Теперь сложный процесс реставрации завершен. Результат посетители музея могут увидеть до 13 мая, после чего экспозиция вернется на родину – в Таганрог.