Сезон электросамокатов в Петербурге можно считать открытым. В этом сезоне кикшеринги выведут на улицы почти 50 тысяч электросамокатов. Городские власти уже подписали новое соглашение с прокатными сервисами — и расширили список ограничений для СИМов.
Совершеннолетними этих юношей с виду назвать нельзя. Узнаваемый, желтый самокат. Очевидно, арендованный. Катаются втроем — а это грубейшее нарушение. А вот и взрослая мама с трудом вместе с сыном поместилась на другом желтом железном коне. Безопасной такую езду точно не назовешь. И сезон только начался.
«Станция метро «Парк Победы». Пасмурный, дождливый день, но самокатов здесь все равно немного. О популярности этого вида транспорта свидетельствует один, но красноречивый факт: эти несколько шагов сейчас были сделаны неслучайно. В первый день официального начала работы сервиса аренды здесь стояли самокаты. И не только здесь, а уходили далеко за горизонт.
Отдельным пользователям проката ни дождь, ни ветер ни по чем. Катались бы, наверное, даже зимой, если бы было можно. Но кикшеринг Северной столицы живет по четким правилам. Вот уже четвертый год основные игроки рынка заключают с городскими властями соглашение.
Недавно в мегаполисе на Неве появились специальные дорожные знаки. Такие, например, на Адмиралтейской набережной предупреждают любителей модной электроники: на колесах сюда нельзя. Только спешившись. И если прокатный транспорт просто остановится, откажется работать в зоне действия знаков, владельцы личного сами выбирают: нарушать или нет. Этот молодой человек уже заработал бы штраф. И даже два: проехал прямо по пешеходному переходу.
Правила для пользователей электросамокатов, гироскуторов и моноколес в Северной столице начали разрабатывать первыми в стране. В минувшем году с подачи петербургских законодателей вступили с силу поправки в ПДД. Официально появился темин: «средства индивидуальной мобильности». Для них установили максимальную скорость. Сегодня это 20 километров в час. В текущем сезоне определили 28 территорий, где электротранспорт не пройдет. К Невскому проспекту, Петропавловской крепости, Дворцовой площади добавили парк 300-летия Петербурга и другие участки. И владельцы бизнеса, и большинство пользователей, по этим правилам играть готовы, понимая ответственность.
«Безусловно, культура поднимается. Мы это видим по нашей статистике. Для примера, за весь прошлый год количество инцидентов на тысячу поездок на электросамкате снизилось на 20% по сравнению с предыдущим 22-м годом. Это свидетельствует как раз о том, что культура повышается, инцидентов становится меньше, хотя самих поездок становится больше», — рассказал операционный управляющий кикшеринговой компании на Северо-Западе Илья Меркушев.
Слишком мягкими правила управления средствами индивидуальной мобильности считает Николай Клименко. Возле этого фонтана в Колпино минувшим летом под электросамокат попал его 9-летний сын Дима. Вот эти кадры. Как выяснилось позже, за рулем был нетрезвый сотрудник правоохранительных органов.
В итоге у школьника диагностировали открытый двойной перелом нижней челюсти, перелом височной кости и сильный ушиб ноги.
«Я к нему бегу, подбегаю, а там он орет страшно, безостановочно. Кровь просто фонтанами льется. Когда я его к себе поднял — в разлом у меня помещался палец в челюсти», — рассказал житель Санкт-Петербурга Николай Клименко.
До суда дело пока не дошло, данные двух медицинских экспертиз отличаются. Сам предполагаемый виновник столкновения прокомментировать нам итог своей нетрезвой езды на электросамокате не захотел.
Чтобы избежать подобных ситуаций петербургский Комитет по транспорту вместе с депутатами и сотрудниками ГИБДД совершенствуют законодательство. СИМы — средства индивидуальной мобильности — перед началом нового сезона уже обсудили в Мариинском дворце. О них говорил в том числе начальник регионального полицейского Главка Роман Плугин. И даже озвучил несколько новых идей.
«Все те случаи, это мое мнение, когда вопросы коммерции, вопросы финансовой выгоды ставились впереди вопросов безопасности, заканчивались не очень хорошо. Мое мнение — я бы вообще в некоторых местах запретил передвижение, в Центральной части города самокатов», — подчеркнул начальник ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Роман Плугин.
Запрещать электросамокаты в Петербурге пока, конечно, не планируют. Слишком полюбились они за последние годы жителям и туристам. Но и ставить индивидуальную мобильность выше общественной безопасности нельзя.
«Наша задача — чтобы использование самокатов в нашем городе было максимально безопасным как для самих катающихся, так и для тех, кто их окружает. Еще из интересного, наверное, что можно анонсировать: с шеринговыми компаниями ведем работу в направлении безопасности самокатчиков. Самая главная проблема у нас — катаются вдвоем, например», — рассказал заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков.
Чтобы пресечь подобное нарушение, одна из кикшеринговых компаний планирует внедрить в свои самокаты умную систему, распознающую один ли человек встал на него, или два.
«Уже в прошлом году мы протестировали эту систему. Она дает точность порядка 85 процентов. К сожалению, это не позволяет применять ее полноценно. В этом сезоне мы продолжим тестировать, в том числе, и на территории Санкт-Петербурга, на наших самокатах, на новой модели. Как только мы получим точность в 95 и выше процентов, мы начнем применять это уже в целях блокировки», — рассказал операционный управляющий кикшеринговой компании на Северо-Западе Илья Меркушев.
Отдельные эксперты предлагают пойти еще дальше. Как минимум, наделить электросамокаты новым статусом.
«Я придерживаюсь позиции, что в большинстве своем, из-за мощности двигателя и количества колес, эти транспортные средства надо признать мопедами», — отметил автоэксперт Дмитрий Попов.
О воспитании культуры вождения любителей средств индивидуальной мобильности тоже забывать не нужно. Ключевой момент все же — безопасность, и пешеход всегда в приоритете. И любителям быстрой езды важно помнить об этом как на проезжей части, так и на тротуаре.