Кадры из Крыловского научного центра. Модельные испытания судна, которое разработали петербургские инженеры. Это уменьшенная копия уникального аварийно-спасательного корабля. В будущем он будет обеспечивать безопасность промысловиков на Дальнем Востоке и в Северном бассейне. Испытательный бассейн Крыловского центра позволяет создать условия, максимально приближенные к реальным, макет судна попадает в самые экстремальные условия под наблюдением специалистов. Его ходовые характеристики проверяют, в том числе, и во льдах, где корабль совершает различные манёвры, двигается и носом, и кормой. Испытания завершены, они длились месяц. Сейчас проектировщики работают с 3D-моделью.
Этот корабль в перспективе выйдет на рейд, чтобы в случае нештатной ситуации прийти на помощь таким гигантам как «Капитан Мартынов». Этот траулер – настоящая передвижная рыбоперерабатывающая фабрика. В 2020-м его заложили на «Адмиралтейских верфях», а накануне состоялась церемония поднятия государственного флага.
Стометровый гигант «Капитан Мартынов» прощается с «Адмиралтейскими верфями». Уже на следующей неделе судно южным путем пойдет в порт приписки – Владивосток. На четвертом серийном рыболовном траулере проекта СТ-192 подняли государственный флаг.
«Это по праву один из самых современных, технологичных супертраулеров в мире. Судно рассчитано на ежегодный вылов около 60 тысяч тонн рыбы. А благодаря внедрению технологий безотходного производства пополнение нашего рыбопромыслового флота такими судами позволит бережнее использовать ресурсы мирового океана», – отметила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.
Такой объем и качество переработки достигается за счет современного оборудования фабрики. Несколько линий позволяют производить разные виды продукта – филе, фарш, рыбий жир и муку. В морозильных трюмах можно хранить более пяти с половиной тысяч кубических метров уже готовой продукции. По последнему слову техники укомплектован мостик.
«Задача, которая поставлена президентом, по технологической независимости нашей страны, в том числе в судостроении, выполняется вместе с нашими судостроителями. Активно работаем по импортозамещению узлов, агрегатов, систем управления, жизнеобеспечения наших кораблей», – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков.
Максимальная скорость траулера – 16 узлов, или почти 30 километров в час, автономность плавания – 45 суток. На борту может быть более ста пятидесяти человек. Это как экипаж, так и персонал перерабатывающей фабрики.
«На данный момент оно может работать во всех дальневосточных морях, северных морях. Кроме Арктики зимой. Мощность главного двигателя – 8200 «лошадей». У нас есть очень мощное подруливающее устройство. Это позволит нам как сейчас, так и в ближайшие 15-20 лет быть одним из самых мощных судов этого класса на рыбном флоте», – отметил капитан БМРТ «Капитан Мартынов» Олег Ткаченко.
«Капитан Мартынов» – пятое судно проекта. Сейчас на верфях заложены ещё два его брата-близнеца. Всего же запланирован ввод в промысловый флот десяти судов, построенных на петербургском предприятии. Задача – лов минтая и сельди.
Траловая палуба. Стоять здесь вот так через три месяца будет невозможно. Всё пространство заполнят тонны рыбы. Ну а основным местом работы траулера будет акватория Берингова и Охотского морей. Территория насколько богата ресурсом, настолько и сложна в работе моряков. И порой даже в экстремальных условиях за их безопасностью следят спасательные отряды. И им также не обойтись без специального флота. Современные суда-спасатели проектируют здесь же, в Петербурге.
Пока судно этого проекта существует пока только в цифровой реальности. 3D-модель – полноценный двойник, позволяющий в деталях увидеть строение и материалы. Такой подход имеет сразу несколько преимуществ, но самое главное делает дальнейшее проектирование и постройку быстрее и дешевле.
Это будущая «Скорая помощь» для гражданского флота. От Мурманска до Владивостока. Двойной корпус позволяет уверенно чувствовать себя в любом льду, кроме зимнего арктического. Система управления настолько чувствительна, что движение можно будет рассчитать до метра. Судно оборудуют буксиром, способным тянуть груз, в разы превышающий собственный. Установят системы пожаротушения и сбора нефтепродуктов. Разрабатывалась концепция с учетом запроса от моряков-спасателей. При этом нужно было обеспечить хорошие как ледовые качества, так и мореходные.
«Если посмотреть, то судно до слома поверхности – это ледокольная форма, выше уже идёт мореходная форма. Ну и это был не один такой нюанс. подобных вопросов было много. Было очень интересно работать», – отметил заместитель главного конструктора проекта по направлению гражданской техники СПМБМ «Малахит» Андрей Сердечный.
Пока в планах строительство восьми серийных «спасателей». По четыре для северного и дальневосточного бассейнов. Уже в ближайшие месяцы проектные работы будут завершены. А дальше — поиск завода, где головное судно соберут и подрядчиков, для производства всех комплектующих деталей. Объем работ колоссальный – не меньше сотни российских предприятий будут заняты в работе над новым российском судном-спасателем. Строительство уникального заказа займёт 2 года. А его срок службы составит минимум 25 лет.