Мастера Русского музея в очередной раз доказали, что их работу можно заслуженно назвать ювелирной. Реставраторы буквально вернули к жизни 22 картины, которые пострадали в результате удара украинской ракеты в Таганроге.
Работа проходила в несколько этапов, перед тем как начать саму реставрацию, проводили детальную экспертизу всех картин. Шедевры Серова, Коровина, Бенуа и других находились в мастерских с лета прошлого года. И сейчас, прежде чем вернуться в родные стены, их представят широкой публике.
Это первый выход в свет после шестимесячного восстановления. В реставрационной мастерской за шедеврами ухаживали, как врачи за пациентами. На лице одной из дочерей Федора Шаляпина, которых изобразил Константин Коровин на своей картине «Терраса», не осталась даже шрама от осколочного пореза. Их воздушные платья в стиле ампир теперь тоже будто новые. Пожалуй, самое тяжелое ранение перенес холст Анри Шопена «Благословение Ревекки». Даже не верится, что еще недавно в живописи были сквозные дыры с рваными краями.
«Было 6 мелких утрат основы, выбитых осколками, которые летели – и они были утрачены навсегда. Это небольшие фрагменты, примерно сантиметр на сантиметр, но тем не менее, они важны и они были живописью. И вместо них пришлось вставлять донорские кусочки холста с грунтом, которым были взяты с авторской кромки. Именно такой же авторский холст, тот же самый грунт авторский, что и на основном поле картины», – отметила ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея Ольга Кленова.
Свои ранения картины получили в результате теракта в Таганроге летом прошлого года. В эпицентре удара оказался Художественный музей. Больше всех пострадала самая ценная его экспозиция с работами мастеров «Серебряного века».
Еще на месте специалисты Русского музея оказали картинам первую помощь. Затем их доставили в Северную столицу. Для петербургских мастеров этот опыт реставрации стал уникальным.
«Для реставраторов это новая задача абсолютно, потому что до сих реставраторы Русского музея и любого другого ведущего музея не имели такого опыта восстановления картин, которые фактически находились под обстрелом на поле боя», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Своих живописных «пациентов» специалисты подробно изучили. В поисках скрытых повреждений нашли то, что автор предпочел скрыть.
Абсолютно каждую картину специалисты просветили «рентгеном». Так мастера смогли буквально заглянуть внутрь полотна и проследить, как менялся замысел художника во время работы над холстом. У Станислава Жуковского, например, изначально вместо избы стояло дерево. Его широкий ствол виден на снимке.
Заботливые руки мастеров Русского музея залечили не только раны. Провели комплексное восстановление полотен, вернув им первоначальный вид. Кажется, теперь маки Серафимы Блонской зацвели с новой силой.
«За время бытования она неоднократно покрывалась лаками, лак стал неоднородным, лег пятнами, он был пожелтевший, потемневший. Задача реставраторов состояла в утоньшении лаков по всей поверхности. И картина, конечно, получила новую тональную звучность и заиграла новыми красками, надо сказать», – отметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.
Затратную реставрацию работ поддержал «Газпром». А благодаря его молодежному проекту «Друзья Петербурга» будущие реставраторы смогли увидеть, как воссоздаются шедевры.
«Работать с мастерами Русского музея – это уникальная возможность, здесь работают высокие профессионалы – одни из лучших в мире реставрации и, конечно, лично с ними повзаимодействовать – это бесценный опыт», – рассказала студентка Академии художеств им. И. Е. Репина Дарья Харченко.
Спасенные шедевры петербуржцы смогут увидеть уже в апреле на выставке Русского музея. Затем в начале лета работы вернутся на Родину – в Таганрогский художественный музей.