Всероссийский фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина сегодня открылся в Петербурге. Площадками в этом году стали театр «На Литейном» и киноцентр «Родина». Серию показов юбилейного 20-го по счету фестиваля открыл Московский театр «Шалом» спектаклем «Моня Цацкес – знаменосец».

В этом году программа фестиваля расширенная, в нее войдут театральная часть, образовательная и драматургический конкурс. Уже по традиции в театре на Литейном будет работать знаменитый Буфет Клавы, в котором гостей обслужат в лучших традициях советского общепита.

Ближайшие 5 дней театр на Литейном будет начинаться не с вешалки, а с ретро-территории общественного питания с условным названием «У Клавы». Прайс в прямом смысле копеечный, и этот факт привлекает не только театралов, но и нумизматов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Советский буфет — давняя традиция володинских «Пяти вечеров». Томатный сок и «Менделеевская вода» из гранёных стаканов, килька и бычки в томате – за этим колоритом люди готовы выстраиваться в очередь и даже нести советские рубли. Отдельного внимания заслуживает не только меню и порядок цен, но и, безусловно, сама хозяйка общепита.

Барышня за стойкой в белом чепце и платье в горох пронзительна, как бензопила. Щедро осыпает посетителей фразами из разряда «Вас много, я одна» и на всякий случай держит под рукой табличку «ушла на базу». Но это тот редкий случай, когда и у зрителей и у актёров этого маленького спектакля роль «кушать подано» вызывает улыбку, а не оторопь.

«Могу сказать, что многие зрители приходят на фестиваль и приносят советские деньги, чтобы заплатить как это было в годы их юности», – рассказал художестенный руководитель театра на Литейном Сергей Морозов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В зале после третьего звонка нет свободных мест. Это, если угодно — тоже традиция. Двадцатые юбилейные «Пять вечеров» открывает спектакль еврейского театра Шалом по пьесе Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».

Это история молодого литовского еврея, попавшего в советскую армию и прошедшего через горнило второй мировой. Четыре года страшной катастрофы описаны глазами смелого и одновременно ироничного молодого человека. Минимум декораций и многоОбразность на сцене концентрируют внимание на авторском тексте.

«Безусловно, текст Севелы великолепный. Севела и сам прошел всю войну, он был сыном полка. И все его произведения пропитаны юмором. И, конечно, это трагикомедия – как и многие еврейские произведения. Это, в общем, любимый еврейский жанр. Мы смеемся сквозь слезы и плачем сквозь смех», – рассказал художественный руководитель и режиссёр театра «Шалом» Олег Липовецкий.

В рамках фестиваля пройдут не только показы. Профессиональное сообщество актёров, режиссёров и драматургов в двадцатый раз собирается, чтобы создавать новые смыслы в атмосфере бережного отношения к прошлому и посвятить их настоящему – «Володинскому». Тому, что помогает человеку сохранить себя в «предлагаемых обстоятельствах» разных исторических периодов, выжить и остаться человеком.