В Антарктиде – новая стройка. Стройке века – здесь это вполне уместный пафос. Новый зимовочный комплекс «Восток» заработал на Южном полюсе. Старт дал президент – по видеосвязи из Петербурга.
Впечатляющие кадры с полюса холода – это первое современное здание, которое появилось там. Тёплый комфортный дом для полярников и одновременно – современная хорошо оборудованная площадка для научной работы. А построили зимовочную станцию – в Гатчине. И работать в новых условиях будут наши учёные – из Горного института и института Арктики и Антарктики. Они лучше всего знают, каким открытиям новый «Восток» откроет дорогу.
Самые сильные ветра на планете, самый лютый в мире мороз – прогноз погоды на Антарктиде будто выдумка фантаста. В эти дни там уже за минус 60. В августе столбик термометра опустится почти до минус 90.
«Стучали кувалдой по металлической плашке – она сломалась, кувалда в этом году у ребят – она тоже сломалась», – рассказал ведущий инженер Лаборатории технологии и техники бурения скважин в условиях станции «Восток» Вячеслав Кадочников.
В Антарктиде исследователи из Горного бурят ледяной панцирь толщиной почти четыре километра. Под ним плещется Восток – самое загадочное озеро планеты.
15 миллионов лет эта вода не видела Солнца. Была изолирована от всего мира. В глубинах реликтового озера скорее всего обитают доисторические формы жизни.
«Это уникальная такая экосистема, которая не имела никакой связи с внешним миром, для нас это будет некий эталон того, как было в прошлом», – рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
В 1957-м «Восток» построили в одном из самых экстремальных мест на планете. Десятилетиями свои подвиги советские и российские ученые совершали в этих небольших вагончиках.
За годы большую часть станции занесло многометровым слоем снега. Модули морально устарели.
Новый дом на юге для российских ученых строили в Гатчине. Заново футуристичную постройку собрали в Антарктиде. Гиганта на мощных лапах не занесут бураны. Работать здесь смогут несколько десятков человек. Из Петербурга старт работе долгожданного проекта дает Владимир Путин.
На суровую Антарктиду попасть сложнее, чем в космос. Из-за морозов и непогоды окно возможностей открывается лишь на несколько месяцев. Поэтому комплекс «Восток» максимально автономен.
«Здесь расположились лаборатории для научных исследований, медицинский блок с современным оборудованием для проведения операций, все системы жизнеобеспечения многократно дублированы», – рассказал председатель правления компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон
Климат на побережье и в глубине континента, там, где стоит «Восток» – разные вещи. У океана – пингвины, тюлени. Там, где живут ученые – бескрайняя ледяная пустыня и замкнутое пространство. Чтобы избежать конфликтов в коллективе, нужно быть дипломатом. А больше всего, как и везде – полярники ждут подарков на Новый год.
«Радость доставляет полярникам, когда прилетает новая смена и привозит свежие продукты – это зелень, это помидоры, огурцы, как правило это к Новому году, у нас начинается Антарктическое лето», – отметил Главный специалист логистического центра РАЭ Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Игорь Идрисов.
Неприятный плюс к экстремальному минусу – высота. Почти 3,5 километра над уровнем моря. И первое время исследователей тут одолевает одышка.
«Вдыхаем через язык, ртом, не носом, язык на пути воздуха в дыхательные пути, поэтому он согревается за счет этого. Холодный воздух резко обжигает, и соответственно, идут воспалительные процессы. Как говорят, «восток – дело тонкое». Так вот, станция «Восток» – еще тоньше, это своя романтика», – рассказал ведущий инженер Лаборатории технологии и техники бурения скважин в условиях станции «Восток» Вячеслав Кадочников.
Романтика, схожая с покорением других планет. От Марса и Луны Антарктида, конечно, отличается. Но приборы, которые конструируют в Петербурге, хоть сейчас можно отправить на спутник Земли.
«Подобные системы мы можем найти на Марсе, там есть лед, толщина которого 15 километров. Мы разрабатываем полуавтоматические и автоматические буровые снаряды, где присутствие человека может даже не требоваться», – отметил Ведущий инженер Лаборатории технологии и техники бурения скважин в условиях станции «Восток» Даниил Сербин.
В таких кристаллах – биография планеты за несколько миллионов лет. На льду оседали частицы из воздуха со всей Земли, сохранялись газы. В институте Арктики и Антарктики уже исследовали так называемые керны – столбы доисторического льда. С их помощью можно дать самый точный прогноз на ближайшие десять тысяч лет.
«Мы находимся в межледниковом периоде, он гарантирует 20 тысяч лет тепла. Десять тысяч лет мы уже прожили, у нас еще гарантированно десять тысяч лет тепла. Нормально, еще поживем», – отметил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов.
Кроме «Востока», в Антарктиде у России еще десять полярных станций. Модернизацию, говорят специалисты, пройдут все. Это необходимо. Ведь среди всех континентов именно этот ослепительно белый до сих пор является самым темным пятном на карте мировой науки.