Еще одним важным итогом дружбы и сотрудничества двух регионов стало открытие под Псковом филиала Музея обороны и блокады Ленинграда. Экспозиция рассказывает о подвиге мирных жителей партизанского края. Центром которого стала деревня Дедовичи и ее окрестности. Ремонт и подготовку выставочного пространства на себя взяла псковская сторона. За наполнение отвечал Петербург. На торжественное открытие Музея Партизанской славы сегодня прибыли губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.
Дедовичи – край отважных партизан. В марте 1942 именно они собрали продовольственный обоз в осажденный Ленинград и лесами дошли к цели.
Дедовичи – один из центров ожесточенного сопротивления врагу. Больше двух лет находился в оккупации. Истоию борьбы с захватчиками рассказывает новый современный поселковый музей – филиал музея обороны и блокады Ленинграда.
«Основной задачей их был разрыв коммуникаций, которые необходимо было повредить. Это железные дороги, это военные автомобильные дороги», – рассказала Директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.
В годы войны Дедовичи, как и Псков – часть Ленинградской области. Своими вылазками и рельсовой войной местные партизаны, а это жители 400 деревень, отвлекали от осажденного города весомые силы врага.
«Хочу передать вам большой привет и поклон от жителей города-героя Ленинграда — Санкт-Петербурга. Открытием этого музея мы отдаем дань уважения и памяти тем, кто защищал нашу страну, Псковскую область, Ленинград. Всех, кто участвовал в битве за Ленинград, мы не делим ни по национальности, ни по конфессиям, ни по тому, где он родился. Мы всех считаем своими – ленинградцами», – отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Большая часть экспонатов – реальные артефакты времен войны. Земля из концлагеря ДУЛАГ-100, вещи героев, настоящая подпольная типография.
«Воевали они в лаптях и самодельных калошах, которые сшиты из клееной резины либо шин, баллонов, то есть на лапти одеты калоши. Мы нашли расстрелянных партизан в тылу врага», – отметил председатель совета командиров поисковой экспедиции «Долина» Игорь Неофитов.
Новому музею Александр Беглов подарил карту партизанских маршрутов, документы второй партизанской бригады, исторические фотографии, книги о фольклоре и быте ленинградских партизан.
«Я искренне хочу поблагодарить всех, кто принял участие. Александр Дмитриевич, вас, вашу команду, руководство Санкт-Петербургского музея. Мы помним и всегда будем помнить цену свободы», – отметил губернатор Псковской области Михаил Ведерников.
Музей Партизанской славы станет своебразным трансформером. Кроме постоянной экспозиции тут будут проходить тематические выставки, встречи с ветеранами.
«Обоз пришел в марте 1942 года. Это самое тяжелое время в городе. Люди только-только начали получать кое-какие прибавки к хлебу. Это настолько важно было для города. И те усилия, которые приложили жители. Я могу только сказать огромное спасибо», – отметила председатель санкт-петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.
Одним из центральных экспонатов в Дедовичах стали сани, точная копия тех, что весной 42 партизаны довезли до Ленинграда. Сегодня музей – важное звено, соединяющее общую память двух регионов.
«Когда мы говорим, что такое скрепы нашего народа. Вот это и есть скрепы, которые нам удается сейчас сохранять. Я очень рад и горд тем, что здесь, на Псковской земле, открылся замечательный филиал нашего Музея блокадного Ленинграда», – отметил председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.
В завершение участники памятного мероприятия возложили цветы к могиле легендарного партизанского командира. В центре Дедовичей захоронен прах Михаила Харченко. Именно он сопровождал караван из более чем 200 подвод до дороги жизни. Герой погиб в 42 в результате карательной операции.
Музей Партизанской славы в Дедовичах станет еще одним пунктом экскурсий для петербургских школьников. Подрастающее поколение, говорят историки, должно знать – Ленинградская победа ковалась не только в городе и на фронте, но и благодаря партизанскому движению в оккупации.