Свидетельство солдата. Именно так ровно 10 лет назад писатель, соавтор «Блокадной книги» Даниил Гранин предварил свое выступление в Бундестаге, посвященное блокаде. Это было 27 января 2014 года. Очень убедительно, спокойно, с той мудрой, пронзительно честной интонацией, которая заставляет замирать сердце, 95-летний фронтовик Гранин рассказывал немцам о неизвестной для них истории второй мировой войны. Почти часовая речь в звенящей тишине огромного зала в германском парламенте и овации, которые сопровождали Даниила Гранина, когда он сходил с трибуны.
В череде жутких, совершенно невообразимых сейчас, блокадных сюжетов, Даниил Гранин сформулировал, пожалуй, самое важное, о чем мир должен знать, и о чем должен помнить.
Какой ценой город сохранил себя и свое достоинство, как не расчеловечился в нечеловеческих обстоятельствах. Давайте сегодня вернемся к этим важным словам.
«Несколько раз меня посылали с фронта в штаб, и я бывал в городе. Вот тогда я увидел, как изменилась человеческая сущность блокадников. Главным героем в городе оказался кто-то, безымянный прохожий, который пытался поднять ослабшего упавшего на землю дистрофика, повести его – вот были такие пункты с кипятком, там ничего другого не было. Давали кружку кипятка, и это часто спасало людей. Вот этот кто-то – это было, в общем, проснувшееся в людях сострадание. Может, быть самый важный герой блокадной жизни. Когда мы писали с Адамовичем книгу блокадную, я всегда спрашивал: каким образом вы остались в живых? Как вы выжили? Вот из рассказов многих людей видно было, что выживали, большей частью, не все, а те, кто спасал других. Спасали, ходили в очередь, приносили воду, печку топили, ухаживали за больными. Спасались те, кто спасали других. Вот этот уровень сострадания и милосердия – это довольно типично чувствам блокадной жизни и помогало людям выстоять, потому что задача тех, кто оставался в городе и не принимал участия в военных действиях, их задача была – просто остаться людьми», – эти важные слова 10 лет назад написал Даниил Гранин.