Меньше месяца в Музее военно-морской славы в Кронштадте открыта внутренняя экспозиция уникального экспоната — советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинcкий комсомол». В самом конце декабря первые посетители оценили труд реставраторов, и вот сейчас, когда наплыв туристов спал, можно спокойно и детально всё рассмотреть.

Без преувеличения «Лениниский комсомол» это уникальный корабль. Это касается и его военной биографии, и тех 30 лет после списания, когда атомоход ждал, как разрешится его судьба, и беспрецедентного — сложнейшего и с инженерной, и с логистической точки зрения — похода в Кронштадт, к месту вечной стоянки. И, конечно, самого процесса музеефикации, когда удалось максимально сохранить подлинное, и при этом не лишить музей современного наполнения.

К-3 — пионер российского атомного флота, лодка, которая стала легендой ещё при жизни. В 1965 году «Ленинский комсомол» посетил Юрий Гагарин. Космонавт лучше других понимал, как опасно быть первым.

Первое, что бросается в глаза при входе на борт — это маленькие, узкие, почти детские кроватки, койки, как говорят на флоте, и не мудрено — в то время для экономии места на подводные лодки моряков набирали не выше 165 сантиметров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Ну так весело служить было, даже очень весело», — вспоминает Владимир Ларионов, моторист подводной лодки «Ленинский комсомол» в 1974-1977 годах.

Спасала морская смекалка. Благодаря ей, даже выученный наизусть «Чапаев» превращался в уморительную комедию.

««Чапаева» любили смотреть по нескольку раз, когда несколько раз посмотришь, можно и в обратную сторону послушать, ну так это», — рассказал Владимир Ларионов.

На «Ленинском комсомоле» Владимир Ларионов служил в 70-х. Но до сих пор помнит аромат глубоководного борща и сладость фирменных тортиков здешнего кока.

«Винца сухенького давали, «Рислинг» было и второе — забыл, «Рислинг» я точно помню», — отметил Владимир Ларионов.

Месяцами не видя солнечного света, не чувствуя свежего ветра, подводники спокойно бороздят толщу океана. Самое сложное в походе — дорога домой. Тут уж точно — самый полный вперед.

Идея втиснуть атомный реактор в субмарину появилась еще при Сталине. Корабль, который может не всплывать годами, в 1957 году создал академик Анатолий Александров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Атомная энергетика имеет неограниченные ресурсы топливные, потому что она сама для себя может вырабатывать новое топливо. Оно даст возможность неограниченные источники иметь», — сказал Анатолий Александров, академик АН СССР.

«Атомная подводная лодка в запасах электроэнергии не ограничена, в запасах питьевой воды не ограничена — воды на атомной подводной лодке подводники варят сами», — сказал Александр Крамарчук, капитан 2 ранга в запасе.

Первый советский атомоход — своеобразный испытательный полигон. В 1962 году именно «Ленинский комсомол» штурмовал Северный полюс.

«В каких-то нештатных ситуациях всплыть невозможно — над тобой лёд, тебе не будет времени на поиск полыньи, чтобы всплыть», — пояснил Станислав Козинцев, контр-адмирал.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

По крыше мира К-3 прошла штатно. Подвигу моряков посвящены пафосные полотна. Но по-настоящему о тяжести перехода говорит одно фото — на переднем плане уставший контр-адмирал Александр Петелин.

Гигантский музейный экспонат для посетителей адаптирован. Служить и жить морякам приходилось в весьма стесненных условиях. В случае пожара или затопления поврежденный отсек необходимо срочно задраить, для этого используются такие массивные люки, а широкие проемы прорезали только для удобства туристов, настоящие же подводники передвигаются только таким способом.

Сначала К-3 хотели превратить в музей. Но передумали и решили утилизировать. Известие о скорой гибели субмарины даже суровых моряков заставило плакать.

«С этим кораблем связана большая частичка жизни. Он как бы дом, твоё рабочее место, как бы живое существо, даже если сравнить — автолюбители — купил он машину — моя ласточка, так вот это наши ласточки были», —отметил Станислав Козинцев.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Ласточку» водоизмещением почти пять тысяч тонн все же решили сохранить. Последний поход лодка отправилась в 2021 году. Из Мурманской области в Кронштадт везли по воде и суше. Теперь «Ленинский комсомол» — памятник не кораблю, а всей эпохе.

«Был реализован тот проект, который был очень тяжелым, и не то чтобы неподъемным, он требовал затрат огромных средств, огромного количества научно-исследовательских институтов, бюро, проектантов», — пояснил Александр Крамарчук.

Современные атомоходы достигают размеров семиэтажного дома. Рядом с ними «Ленинский комсомол» уже не кажется таким гигантом. Но того, что на своих стальных плечах вынесла К-3, с лихвой хватило бы на историю целого флота.