Развитие Севера обсуждают сегодня в Петербурге. XIII Международный форум стартовал с пленарного заседания, где собрались больше двух тысяч специалистов. Одна из ключевых тем – импортозамещение в сфере добычи природных ресурсов. А украшением мероприятия стала выставка и один из самых ярких стендов – у главного мирового центра освоения Арктики – Северной столицы.
9/10 всего российского экспорта обеспечивает Арктика. До 2035 года на Крайнем Севере будет создано больше сорока тысяч новых рабочих мест. Налоговые отчисления оценивают в 20 триллионов рублей. Такие внушительные цифры озвучили участники пленарного заседания.
В своем обращении губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подчеркнул, что город был и остаётся ключевым центром арктических компетенций, способным решать самые сложные стратегические задачи и достойно отвечать на все вызовы. Обращение губернатора зачитал глава комитета по делам Арктики Герман Широков.
«Сотни петербургских предприятий и тысячи наших специалистов из разных отраслей занимаются вопросами развития российской Арктики, воплощают в жизнь самые передовые арктические проекты, повышают эффективность использования Северного морского пути», – подчеркнул председатель комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков.
Перспективные проекты для обеспечения жизни и работы в Заполярье представили предприятия арктических регионов и субъектов так или иначе связанных с Севером. Как главный центр освоение Арктики Петербург подготовил один из самых масштабных стендов. Он подробно рассказывает о компетенциях и технологиях города.
Изюминкой стал мультимедийный комплекс с голографической проекцией. С помощью сенсорного экрана можно узнать о петербургских предприятиях, которые ведут разработки для Арктики, а в голографической пирамиде воссоздаётся трехмерное изображение технических новинок – от подводных и воздушных беспилотников до вездеходов и атомных ледоколов.
Россия – единственная в мире страна, которая строит атомные ледоколы. Флагман в этой сфере – Балтийский завод на Васильевском острове. Сегодня там возводят целую серию судов с атомной силовой установкой.
По поручению президента Владимира Путина к 2035-му году арктический флот должен насчитывать не менее 13 тяжелых ледоколов, 9 из которых будут атомными. Группировка обеспечит бесперебойное движение танкеров и контейнеровозов по Северному морскому пути. Уже сейчас ежегодно по маршрут перевозят около 30 миллионов тонн груза.
По словам главкома ВМФ Николая Евменова, напряженность вокруг Арктики растет, поэтом там теперь базируются и российские военные.
«Пришли навсегда – никому Арктику не отдадим. Должно быть понятно, что с востока и запада – это наш сектор. Про Севморпуть когда говорили – мы гостеприимные люди, но гость тоже должен постучаться. Его или пустят, или пошлют обходным путём через Суэцкий канал», – подчеркнул главнокомандующий ВМФ РФ Николай Евменов.
В форуме участвуют больше 2 тысяч специалистов. В том числе, ученые и общественники из Норвегии и США. А также гости из неарктических государств рассказывают о своих интересах в регионе – это спикеры из Бразилии, Турции, Сингапура и Японии.