Любимая посуда монархов. Коллекцию знаменитого севрского фарфора сегодня представили в Эрмитаже. Полторы сотни предметов, среди которых не только изящные подлинники французской мануфактуры, но и искусные подражания русских мастеров, а ещё не менее интересные изделия сомнительного происхождения.
Изогнутые лепестки и распустившиеся бутоны, которые, кажется, если прислониться поближе, пахнут. Богатство орнамента и насыщенность цвета — сервизы и вазы Севрской мануфактуры покорили все дворцы Европы. Французской моде следовали и русские монархи. Эти чашки с портретами короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты из своего европейского путешествия привезли великий князь Павел Петрович и его супруга княгиня Мария Фёдоровна.
В экспозиции более полутора сотен изделий. Однако в витринах «не всё то золото, что блестит». Севрский фарфор считается одной из вершин европейского искусства в области обработки керамики. А если говорить современным языком, это, пожалуй, самый узнаваемый бренд Франции. Посуду, из которой так любили есть европейские монархи, в XVIII и XIX столетиях зачастую подделывали более мелкие фарфоровые мануфактуры. Причём, они не просто повторяли цвет и декор, но ставили клеймо Севра/ Обывателю сразу не отличить неповторимый оригинал от подделки. Только зоркий глаз специалиста знает, кто есть кто.
Но даже специалистам порой сложно отличить подделку. Ещ` недавно эти вазы цвета «розовый Помпадур» были, что называется, под вопросом. Но благодаря современным технологиям удалось выяснить, что всё-таки это копия. Хоть и высокого качества. Мастерством французов вдохновлялись и их русские коллеги. На Императорском фарфоровом заводе максимально точно копировали севрские мотивы, но не для того, чтобы их выдать за оригинал, а чтобы показать, что умеют делать не хуже. Например, это блюдце с чашкой были заказаны Екатериной Второй и выполнены по образцу знаменитого шедевра Севра «Сервиза с камеями». После революции многие предметы были проданы. И вот спустя почти век коллекционер Екатерина нашла «русский Севр» на аукционе в Лондоне.
Впрочем, как отмечают эксперты, будь-то оригинал, точная имитация или грубая подделка — всё это уже давно стало явлением культуры Севра.
Рассмотреть поближе и научиться отличать оригинал от подделки смогут все посетители Эрмитажа. Выставка будет работать до конца сентября следующего года.