Ещё одна незыблемая новогодняя традиция – наряжать ёлку. Сейчас праздничная ель может быть какой угодно: стильной, экстравагантной, суперактуальной, может быть монохромной, тематической... Но для многих настоящее волшебство начинается только тогда, когда с антресолей достаётся старая коробка с игрушками.

Такой наряд на ёлку состоит из дорогих сердцу детских воспоминаний, шуток, иногда грустных рассказов. Вот где настоящая машина времени! Бесценные сокровища – не потому что эксклюзивно и дорого, а потому что за каждой блестящей мелочью – большая история: отдельного человека, семьи, целой страны, и даже эпохи.

На вопрос из известного стихотворения Самуила Маршака «Что растет на елке?» хочется ответить «Пионеры, танки и космонавты». Новый год для коллекционера елочных игрушек Аллы Яковлевой – это повод с ностальгией вспомнить о прошлом. Её ёлку традиционно украшают исключительно советские и дореволюционные игрушки. Каждый год наряд подбирается тематически. В этот раз он посвящен докторам и военным санитарам.

«Вот видите, санитарки, тридцатые года. Потрясающие игрушки. Между прочим, сейчас вообще нет санитарок, никаких игрушек с этой темой», – рассказала коллекционер ёлочных игрушек Алла Яковлева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

По коллекции Аллы Яковлевой, которая насчитывает три тысячи различных изделий, можно изучать не только художественные вкусы столетней давности, но и историю страны. Довоенные ватные игрушки, изюминка коллекции – картонные украшения от ленинградских артелей из Апраксина двора. Царица полей кукуруза хрущёвских времен и стеклянные ракеты в память о космических шестидесятых

«С Гагариным у меня нет, а вот с Терешковой у меня есть шарик такой. Совсем редкий. Как-то он мне совсем случайно попался », – рассказала коллекционер ёлочных игрушек Алла Яковлева.

Однако традиция наряжать елку началась гораздо раньше. Встречать 1 января повелел Петр I, он указал: «Учинять украшения на воротах, дорогах, крышах трактиров из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Однако главным символом Нового года лесная красавица становится почти два века спустя с подачи императрицы Александры Федоровны.

«Она, будучи немецкой принцессой, приехав в Петербург, впервые устроила елочку привычную для немецкой среды для своих деток. Это настолько понравилось, что на следующий год уже все придворные у себя дома тоже поставили елочки, потому что это было не дорого, а красиво и весело», – рассказала историк быта Екатерина Юхнева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Недорого, но со вкусом. Хвойные деревья устанавливались на столах и наряжались индивидуально для каждого человека. В качестве наряда, к примеру, для дамской елки отлично подходили жемчуга или бусы из бисера, а еще проще кружева, они уж точно водились в дамском будуаре того времени.

«Кусочки оставшихся кружев. Их красиво драпировали. И даже одежда использовалась. Вот такой воротничок красивый, сделанный на коклюшках», – рассказала историк быта Екатерина Юхнева.

Куда более нарядной была детская елка со съедобными украшениями. Золоченые орешки, печенье, конфеты и обязательный атрибут — восковые свечи. И, конечно, хлопот в новогоднюю ночь у пожарных хватало.

«Могли быть церковные свечки на елке. Это было разрешено для Рождества. А могли быть и специальные свечи для новогодних елок», – рассказала историк быта Екатерина Юхнева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В наше время яблочки на елках трансформировались в привычные нам шары, звезда на верхушке превратилась в цветок, а конфеты, бусы и кружева – в современные игрушки и гирлянды, став настоявшим произведением искусства. Однако, следуя старинной традиции, в моде сохранились мягкие игрушки и даже стеклянные украшения под винтаж. Богатая и густо-наряженная елка считается эталоном новогодней красоты.

«Да, в советское время цветами мы не украшали елки. Это современное ноу-хау. Зачастую современными цветами мы можем перекрыть какие-то большие пустоты в елках. А также садить их на макушку вместо звезды – они очень красиво смотрятся», – рассказала декоратор ёлок Ольга Супрунович.

И всегда, во все времена, неизменной оставалась лишь одна традиция – загадывать желание у новогодней елки.