Блокадный дневник поставили в Александринском театре. В Актерском фойе показали спектакль, собравший воспоминания легендарных артистов, служивших Мельпомене в годы войны. Тогда надежные стены служили убежищем и общежитием для сотрудников. В них же – радость от соприкосновения с искусством, несмотря ни на что, чувствовали жители блокадного города.

Александрийский театр в блокаду стал убежищем для многих актеров. Здание хоть и находилось в квадрате интенсивного обстрела, неприступные его стены оставались надежной защитой. Здесь проживало более 200 человек. Символично, что «Блокадный дневник Александринки» показали в Актерском фойе – оно стало живой декорацией постановки. Зрители словно переносятся на 80 лет назад. Именно здесь в то время и было организовано общежитие.

«Они принесли из дому матрацы. Взяли стулья, настелили доски. Все это белье на доски. И здесь они жили», – произносит монолог один из персонажей во время постановки.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Для нас исполнителем и собственно автором идеи стал Семен Семеновичем Сытником. Были важны личные истории александринцев, которые пережили блокаду в Ленинграде. То есть мы именно по этому принципу: взять калейдоскоп личных историй и как-то преподнести его, рассказать возможно какие-то частные истории, которые там кто-то может быть слышал, а кто-то и не прочтет», – рассказала автор литературной композиции Елена Сылова.

«Блокадный дневник Александринки» начинается с сохранившихся записей одного из малоизвестных актеров театра Николая Левицкого, отказавшегося от эвакуации. Назначенный комендантом здания и начальником штаба местной противовоздушной обороны у него хватало времени только на то, чтобы заботится о жителях театра.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Мы не знали, кто такой артист Левицкий. Вот я сам первый раз услышал фамилию Левицкого артиста, только когда познакомился с этим текстом. Мы не знали, он артист, говорят, был «средник», но вот он сделал такое великое дело», – подчеркнул режиссёр Игорь Волков.

Пока гремели пушки, музы не молчали. В Александринский из собственного здания, в который попал снаряд, была переведена труппа театра музкомедии. На их боевом счету 918 спектаклей и 15 премьер – ни один из них не был отменен. Единственной причиной неявки артиста на постановку была смерть. Голодные и холодные, кутающиеся в закулисье в пальто и бушлаты они, как ни в чем не бывало, вспархивали на сцену в нарядных костюмах.

«Принцип грима был такой, что человек с воспаленным лицом, воспаленными красными глазами он попытался сам, как он умеет, загримироваться. Больной, голодный человек, который попытался как-то преобразиться и все-таки выйти на сцену», – рассказал артист Национального драматического театра России (Александрийский) Сергей Еликов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В «Блокадные дневники Александринки» попали воспоминания и других легендарных актеров театра: супругов Николая и Нины Черкасовых, а также Веры Мичуриной-Самойловой. Спектакль Игоря Волкова из подлинных человеческих историй. Их герои пели и танцевали ставили оперу, балет, записывали радиопостановки. Блокадная доля была одна на всех. Но их песни и спектакли творили чудеса сродни тем удивительным моментам, когда вдруг грозовые тучи прорезает не вспышка взрыва, а луч солнца.