Специалисты «Международного центра реставрации» – он находится в Гатчинском районе Ленинградской области – на этой неделе показали главное, над чем работают сейчас. Там в 15-ти мастерских кропотливо восстанавливают всё – от живописи до текстиля и металла.
Ценнейшие экспонаты из областных музеев. Есть среди них и вещи из старинной усадьбы Рождествено – набоковской усадьбы, как её ещё часто называют. Этот красивейший деревянный дом уже три года закрыт для посещения. И сегодня мы впервые с 21-го года окажемся внутри.
Парадная со всех четырех фасадов, построенная неизвестным архитектором. Усадьба Рождествено огорожена забором. Внутри образца русского классицизма третий год не принимают экскурсии. А в гостиных, которые вряд ли сейчас можно назвать парадными, аккуратно сложены пронумерованные балясины лестниц. Бирками маркирована каждая плитка на вековых печах. Вокруг следы незавершенной, или скорее еще пока не начатой реставрации усадьбы.
В 2021 году музей закрывают на реставрацию. Чтобы заменить коммуникации и попросту отремонтировать помещения работы начинают снизу. С цокольного этажа. Но едва ли углубившись на полметра реставраторы обнаруживают ещё один фундамент. Каменная кладка конечно отличается от видимой кирпичной. И это стало подтверждением теории историков. В начале 18 века на этом месте был дворец царевича Алексея Петровича.
Точно известно, что в 1780-х годах на этом месте был поставлен дом градоначальника. После упразднения города Рождествено усадьба переходила от хозяина к хозяину. Место, где отдыхали монаршие особы, пользовалось популярностью.
«Факт для нас очень важен. Потому что именно название села это красивое – Рождествено – появилось благодаря храму, который построил здесь царевич Алексей Петрович, храм Рождества Пресвятой Богородицы», – рассказала заведующая музеем-усадьбой «Рождествено» Ирина Авикайнен.
Реставрация усадьбы пока приостановлена. Причин две. И значимость находки, которую предстоит изучать. И изменения в проекте. Ведь теперь музейщикам нужно вписать новый экспонат, а по-другому фундамент назвать нельзя, в ход экскурсии.
«План цокольного этажа. Предполагалось устройство, спуск лестницы в цокольный этаж. Для устройства в этом пространстве гардероба. Но как раз именно в этом помещении мы и нашли эту каменную кладку, фундамент. И сейчас вместе с уже планируемой экспозицией в цокольном этаже, в этом помещении мы с посетителями будем проходить дальше», – рассказала заведующая музеем-усадьбой «Рождествено» Ирина Авикайнен.
Последним гражданским владельцем принято считать Владимира Набокова. Но писатель хозяйничал здесь недолго. Для его семьи, как и для других представителей аристократии и знати, да и впрочем многих жителей Петербурга загородный дом был местом отдыха от городской суеты. И подобные усадьбы, подчеркивают эксперты, создают масштабный исторический пласт, огромное пространство для изучения и сохранения истории.
«Музеефикация позволяет сохранить эти объекты, следить за ними. Потому что не просто нужно восстановить, его нужно содержать постоянно и поддерживать в надлежащем состоянии. Из многих дворянских усадеб, из многих городских усадеб предметы перемещались в разные музеи», – рассказал руководитель пресс-службы музейно-выставочного центра Артем Классен.
А сейчас реликвии в мастерских. Одна из них – в международном центре реставрации, в паре сотен метров от усадьбы Рождествено. Комплекс, сочетающий в себе шесть направлений работы. От живописи до чучел. Пожалуй самый массивный экспонат – в мастерской реставрации металла. Здесь ржавчину счищают с доспехов шведских воинов. Нагрудники – часть и главное украшение ворот крепости Корела. Удары клинками и время оставили заметные следы на латах. Поэтому специалисты предполагают – восстановить получится не раньше чем в 2025-м году.
«28 музеев только в одной Ленинградской области. Приблизительно 600 тысяч единиц хранения по всем материалам. По металлу, ориентировочно, половина. Поэтому нам работы хватит точно надолго», – рассказал заведующий мастерской реставрации металла Андрей Смирнов.
Куда быстрее работа идет с более податливым, но и нежным материалом. Шелком. Этой шалью плечи покрывала мать композитора Римского-Корсакова Софья Васильевна. Даже оставаясь музейным экспонатом, вещь пришла в негодность. Из-за грязи изменился цвет, с молочного на охристый, сложно было даже разглядеть кружева. Появились заломы и дыры.
«Здесь на предмете есть разрывы, утраты кружевного полотна. И было принято решение об их восстановлении методом частичного дублирования. Для этого мы берем натуральную шелковую ткань», – рассказала заведующая мастерской реставрации тканей Мария Королёва.
Что касается реликвий из Рождествено, и над ними трудятся в стенах центра реставрации. Среди главных – портрет Серафима Саровского.
«Практически разрушена основа картины – холст. Здесь очень много утрат холста. Различных дырочек, разрывов, кромки очень ветхие. Поэтому предстоит большая работа с картиной. Картины в разном состоянии. Какие-то чуть более руинизированы. Какие-то в лучшем состоянии», – рассказала реставратор по живописи 2-й категории Александра Лыткина.
Всего же в реставрационном центре сейчас четыре картины из усадьбы Рождествено. Все нуждаются в восстановлении. И времени для этого достаточно. Открыть усадьбу Набокова для посещения планируют не раньше чем через два года. Если вдруг работа реставраторов усадьбы обойдётся без сюрпризов.