Специалисты «Международного центра реставрации» – он находится в Гатчинском районе Ленинградской области – на этой неделе показали главное, над чем работают сейчас. Там в 15-ти мастерских кропотливо восстанавливают всё – от живописи до текстиля и металла.

Ценнейшие экспонаты из областных музеев. Есть среди них и вещи из старинной усадьбы Рождествено – набоковской усадьбы, как её ещё часто называют. Этот красивейший деревянный дом уже три года закрыт для посещения. И сегодня мы впервые с 21-го года окажемся внутри.

Парадная со всех четырех фасадов, построенная неизвестным архитектором. Усадьба Рождествено огорожена забором. Внутри образца русского классицизма третий год не принимают экскурсии. А в гостиных, которые вряд ли сейчас можно назвать парадными, аккуратно сложены пронумерованные балясины лестниц. Бирками маркирована каждая плитка на вековых печах. Вокруг следы незавершенной, или скорее еще пока не начатой реставрации усадьбы.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В 2021 году музей закрывают на реставрацию. Чтобы заменить коммуникации и попросту отремонтировать помещения работы начинают снизу. С цокольного этажа. Но едва ли углубившись на полметра реставраторы обнаруживают ещё один фундамент. Каменная кладка конечно отличается от видимой кирпичной. И это стало подтверждением теории историков. В начале 18 века на этом месте был дворец царевича Алексея Петровича.

Точно известно, что в 1780-х годах на этом месте был поставлен дом градоначальника. После упразднения города Рождествено усадьба переходила от хозяина к хозяину. Место, где отдыхали монаршие особы, пользовалось популярностью.

«Факт для нас очень важен. Потому что именно название села это красивое – Рождествено – появилось благодаря храму, который построил здесь царевич Алексей Петрович, храм Рождества Пресвятой Богородицы», – рассказала заведующая музеем-усадьбой «Рождествено» Ирина Авикайнен.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Реставрация усадьбы пока приостановлена. Причин две. И значимость находки, которую предстоит изучать. И изменения в проекте. Ведь теперь музейщикам нужно вписать новый экспонат, а по-другому фундамент назвать нельзя, в ход экскурсии.

«План цокольного этажа. Предполагалось устройство, спуск лестницы в цокольный этаж. Для устройства в этом пространстве гардероба. Но как раз именно в этом помещении мы и нашли эту каменную кладку, фундамент. И сейчас вместе с уже планируемой экспозицией в цокольном этаже, в этом помещении мы с посетителями будем проходить дальше», – рассказала заведующая музеем-усадьбой «Рождествено» Ирина Авикайнен.

Последним гражданским владельцем принято считать Владимира Набокова. Но писатель хозяйничал здесь недолго. Для его семьи, как и для других представителей аристократии и знати, да и впрочем многих жителей Петербурга загородный дом был местом отдыха от городской суеты. И подобные усадьбы, подчеркивают эксперты, создают масштабный исторический пласт, огромное пространство для изучения и сохранения истории.

«Музеефикация позволяет сохранить эти объекты, следить за ними. Потому что не просто нужно восстановить, его нужно содержать постоянно и поддерживать в надлежащем состоянии. Из многих дворянских усадеб, из многих городских усадеб предметы перемещались в разные музеи», – рассказал руководитель пресс-службы музейно-выставочного центра Артем Классен.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

А сейчас реликвии в мастерских. Одна из них – в международном центре реставрации, в паре сотен метров от усадьбы Рождествено. Комплекс, сочетающий в себе шесть направлений работы. От живописи до чучел. Пожалуй самый массивный экспонат – в мастерской реставрации металла. Здесь ржавчину счищают с доспехов шведских воинов. Нагрудники – часть и главное украшение ворот крепости Корела. Удары клинками и время оставили заметные следы на латах. Поэтому специалисты предполагают – восстановить получится не раньше чем в 2025-м году.

«28 музеев только в одной Ленинградской области. Приблизительно 600 тысяч единиц хранения по всем материалам. По металлу, ориентировочно, половина. Поэтому нам работы хватит точно надолго», – рассказал заведующий мастерской реставрации металла Андрей Смирнов.

Куда быстрее работа идет с более податливым, но и нежным материалом. Шелком. Этой шалью плечи покрывала мать композитора Римского-Корсакова Софья Васильевна. Даже оставаясь музейным экспонатом, вещь пришла в негодность. Из-за грязи изменился цвет, с молочного на охристый, сложно было даже разглядеть кружева. Появились заломы и дыры.

«Здесь на предмете есть разрывы, утраты кружевного полотна. И было принято решение об их восстановлении методом частичного дублирования. Для этого мы берем натуральную шелковую ткань», – рассказала заведующая мастерской реставрации тканей Мария Королёва.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Что касается реликвий из Рождествено, и над ними трудятся в стенах центра реставрации. Среди главных – портрет Серафима Саровского.

«Практически разрушена основа картины – холст. Здесь очень много утрат холста. Различных дырочек, разрывов, кромки очень ветхие. Поэтому предстоит большая работа с картиной. Картины в разном состоянии. Какие-то чуть более руинизированы. Какие-то в лучшем состоянии», – рассказала реставратор по живописи 2-й категории Александра Лыткина.

Всего же в реставрационном центре сейчас четыре картины из усадьбы Рождествено. Все нуждаются в восстановлении. И времени для этого достаточно. Открыть усадьбу Набокова для посещения планируют не раньше чем через два года. Если вдруг работа реставраторов усадьбы обойдётся без сюрпризов.