Народный артист России Константин Райкин в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» рассказал о своих «местах силы», пьесе «Гроза» и планах на будущее.
Есть ли у вас в Петербурге «места силы», которые вы обязательно посещаете, когда появляется свободное время от рабочих дел?
«Я люблю Петроградскую сторону, в таком более широком смысле, не только бывший Кировский проспект, хотя даже вот сегодня я шел отсюда пешком в гостиницу, где мы живем на Большом проспекте, и я почему-то отклонился и посмотрел, что это улица Мира, а это улица, на которой моя школа 82-я, в которой я учился, и я прошнл по Каменноостровскому проспекту мимо моего дома, где папина вот эта мемориальная доска. Петроградская сторона — это совершенно мое родное…»
В Петербург вы привезли спектакль «Гроза». Скажите, ставить пьесы Островского — это подарок для режиссера? Или наоборот, большое испытание, потому что постановок, трактовок уже большое количество?
«Это и то и другое, и то и другое. Ну, конечно, это испытание. И, конечно, это подарок — то, что ты имеешь дело с великой, фантастической, прекрасной, живой, мускулистой — как это вот…. непрофессионал это не понимает, что такое «мускулистая» драматургия. Там все время что-то происходит, какие-то события, противодействия, преодоления, страсти кипят. Он же очень страстный драматург и все время там сюжет работает, там сталкиваются характеры, интересы, они все время находятся в конфликте друг с другом — это очень интересно смотреть, если ты правильно поставить. Он еще очень зрительский».
Вы как-то в одном интервью сказали, что театр должен «вправлять духовный сустав». Скажите, спектакль «Гроза» в вашей интерпретации сможет это сделать?
«Мне кажется, что пьеса «Гроза» — это замечательная, великая, гениальная пьеса вопросов. В нет ответов, нет назидательности. А настоящее искусство всегда ставит вопрос, на который ответить должен зритель, читатель, слушатель, а не самому решать — это так, это так, — все, это становится пособием по правильности поведения. Это великая пьеса вопросов. Вопросов! Очень больных, попадающих в сознание любого думающего и остро чувствующего человека».
Константин Аркадьевич, а вы как зритель ходите в театр? Не мешает ли вам режиссерский взгляд насладиться полностью картиной?
«Не мешает. Я люблю балдеть от театра. Если мне что-то понравилось или наоборот не понравилось, я могу потом взять и попытаться профессионально в этом разобраться, почему так произошло. Но когда я воспринимаю, я как животное, как ребенок воспринимаю. Я люблю балдеть, люблю забыть про то, как это сделано, я люблю в это поверить, в это уйти. Потому что это грандиозно, и ты испытываешь впечатление! Что ж теперь, от того, что ты этим занимаешься профессионально, так что себя этого лишать?»
Вы творческий, талантливый человек, и у вас, конечно же, всегда грандиозное количество планов. Что вы в ближайшее время хотите воплотить в жизнь?
«Я преподаю. Сейчас опять набрал актерско-режиссерский курс, это моя боль и мука, потому что это первый курс — они битые всеми болезнями нашего времени, огромная должна быть работа, чтобы их собрать, направить, наполнить энергией, которая тоже в нужном направлении работает и заточена. Это очень трудный выбор. Это коллективное дело, тут каждый зависит от каждого. Вообще, создать команду — это очень трудное дело».