К 175-летию со дня рождения Василия Сурикова. В корпусе Бенуа завтра откроется экспозиция, в которую вошли более 120-ти произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и крупных региональных собраний.
Приветливым и в то же время сдержанным взглядом Василий Иванович встречает посетителей выставки. Событие ответственное. Последняя монографическая экспозиция подобного масштаба проходила еще в 37-м. И вот, спустя долгие годы, под одной крышей собрались все самые известные полотна художника: «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», долгие годы не покидавшая стены Третьяковской галереи.
«Рефреном этой выставки без всяких преувеличений может быть слово «впервые». Впервые почти за 90 лет мы видим выставку полноформатную, крупномасштабную, которую условно можно назвать «Весь Суриков»», – рассказала директор Государственного Русского музея Алла Манилова.
Василий Суриков вошел в историю, как мастер исторической картины. До него художники посвящали свои полотна главным образом царям и героям. Суриков на авансцену истории вывел народ. За сложные структуры своих произведений виртуоз русской живописи получил прозвище «Композитор».
Одна из самых поздних и самых известных работ Сурикова — полотно «Степан Разин». Оно экспонируется после сложной реставрации. Специалисты Русского музея вернули картине былую яркость. Теперь произведение можно увидеть таким, каким оно вышло из-под пера художника и каким его видели современники живописца.
Впервые Русский музей показывает Сурикова не только как мастера исторического полотна, но и религиозной живописи. В советские годы по идеологическим причинам его картины на библейские сюжеты были под запретом. Теперь в корпусе Бенуа — знаменитое «Благовещение», «Милосердный самарянин» и «Исцеление слепорожденного». Эту картину Суриков написал после смерти жены. Художник обратился к религии, как к источнику силы, способной поддержать его в горе.
«Суриков – личность необычайно целостная. Это учитель целого поколения художников, но учитель не который преподавал в академии, а который учил своим примером на его полотнах», – отметил заведующий отделом живописи второй половины XIX – XX вв Государственного Русского музея Павел Климов.
Выставка также познакомит с графическим наследием художника, которое демонстрируется публике крайне редко. А самым юным посетителям предлагается сыграть в игру по мотивам картины «Взятие снежного городка».