Старейший технический ВУЗ страны с самого основания был не только образовательным, но и научным центром. Так, например, в 20-е годы прошлого столетия благодаря его наработкам было многократно увеличена безопасность труда в шахтах. В ВУЗе и сегодня рождаются инновации, которые помогают развитию в том числе нефтегазовой отрасли страны.

Аспиранты Горного университета ищут новую формулу раствора, с помощью которого на месторождении останавливают добычу нефти или газа.

«Скважина представляет из себя непрерывно работающий механизм. Соответственно, мы не можем её просто так остановить, чтобы сделать какие-либо ремонтные работы. А это периодически делать необходимо. Оборудование выходит из строя, коррозия, просто какое-то техническое обслуживание. Для того, чтобы это сделать, скважину нужно остановить, а для того, чтобы сделать это – нам необходимо передавить тот поток флюидов нефти, который идёт с неё, нужно навстречу передавить каким-то собственным составом», – поделился аспирант нефтегазового факультета, ассистент-исследователь научного центра «Арктика» Санкт-Петербургского горного университета Максим Лиманов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Конечно, различные виды жидкостей для глушения скважин уже давно используют в нефтегазовой отрасли. Причём самые передовые технологии разработаны именно в России. Однако есть проблема, которая пока ещё не до конца решена. Существующие составы ухудшают свойства самого пласта. Он становится менее проницаемым. Нефть выходит с большим сопротивлением. Кроме того, сокращается время эксплуатации скважины. При добычи газа возникают свои проблемы, которые, однако, решаются также – специальными жидкостями. Их созданием занимаются исследователи научного центра «Арктика» Горного университета.

«Компания Газпром перебралась в Петербург, поэтому все основные мероприятия, которые необходимо оперативно решать, проходят в нашем научном центре «Арктика», который расположен на базе нашего университета, – поделился заведующий лабораторией буровых и технологических жидкостей научного центра «Арктика» Горного университета.

На каждый рубль, который поступает в Горный из бюджета, приходится, как минимум два, полученных от компаний-партнёров за научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность учёных вуза. Средства вкладываются, прежде всего, в оборудование лабораторий и инфраструктуру, а также в строительство новых объектов. Из 305 тысяч квадратных метров площадей университета, около половины ввели в эксплуатацию в последние годы. А на второй половине провели реконструкцию.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В том числе отреставрирован знаменитый архитектурный ансамбль на набережной Невы, построенный Андреем Воронихиным в начале 19 века специально для учащихся Горного, тогда, училища. Здесь на втором этаже находится один из крупнейших в России музеев минералов и горного дела. Всего в коллекции насчитывается более 240 тысяч экспонатов.

«Музей появился с основания горного училища. В уставе было прописано наличие Минерального кабинета, то есть это как учебное пособие для студентов. Минералогическая часть для студентов геологической направленности, а горная техника – больше для горного дела.

В двух десятках залах можно найти не только разноцветные камни и металлы из недр Земли, в том числе драгоценные, но и метеориты с Луны и Марса, а также из дальнего космоса. А ещё представлены окаменевшие остатки и даже скелеты древних животных. На их фоне вековая техника горного дела кажется не такой уж и старой», – рассказала специалист по связм с общественностью Горного Музея Маргарита Дубинина.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Это самый старый и поэтому самый первый экспонат Горного музея. Модель доменной печи подарила сама Екатерина II. Она же была инициатором улучшения самого механизма доменной печи того времени. Благодаря хитрой системе поршней воздух стал подавался непрерывно и производительность чугуна увеличилась в шесть раз, а также повысилось его качество.

Именно по указу Екатерины в 1773 году и было создано первое высшее техническое заведение России. К серьёзной дате вуз подошёл с большими достижениями и амбициозными планами. В распоряжении университета, помимо научных и учебных центров, тренажёрные залы, десять общежитий и пять загородных полигонов. А в ближайшие три года на Васильевском острове возведут один из корпусов Российско-Китайского минерально-сырьевого университета, где также будут готовить кадры и технологии для совместных проектов двух стран.