На Английской набережной готовят к открытию вторую площадку Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина. Сейчас реставраторы воссоздают интерьер будущего Концертного зала. Специалистам предстоит непростая работа. Среди предметов, которые нужно обновить – музыкальные инструменты и живописные полотна XIX века.
Сегодня, впервые за сто лет, зазвучал умолкший на век уникальный английский орган. Пусть пока без помощи клавиш и в разобранном виде. В то время писали, что по своему звучанию и конструкции он превосходил все существовавшие тогда в Европе; не случайно его звучание называли «сверкающе-огненным». Семитонный музыкальный инструмент, которому почти полтора века — самая сложная часть реставрации, он ни разу не подвергался капитальному ремонту. Из тысячи основных деталей — духовых труб было утрачено или потеряно почти четверть.
«Деревянные трубы восстанавливаются здесь, на месте. Это не так сложно, а с металлическими трубами сложнее, потому что должен быть специальный сплав олова и свинца. И удалось договориться с зарубежной фирмой, которая занимается, в том числе, реставрацией английских органов. И они нам обещали свою помощь в изготовлении утраченных труб», – отметил органист, Заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий.
С витражами пришлось потрудиться не меньше. На сегодня готовы тринадцать из пятнадцати уникальных декоративных остеклений – единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века. Главная сложность – восстановление утрат, подбор стекла нужного цвета, близкого к оригиналу.
«Даже галочками для реставрационного совета у нас отмечено, что есть вот такие стекла. Они были настолько сильно разбиты, что мы их поменяли полностью на новые. На лике были трещины с утратами красочного слоя, в руке были трещины с утратами красочного слоя», – отметил реставратор по стеклу второй категории Дмитрий Розенталь.
Самую точную копию работы Рубенса «Снятие с креста», украшавшую основной зал Англиканской церкви, реставрируют в специальной художественной мастерской. Оригинал является вторым большим алтарным образом работы фламандского живописца для Собора Богоматери в Антверпене. А вот авторство художника-копииста к настоящему времени установить не удалось. Сама реставрация практически закончена, осталось обновить золоченую раму, обрамлявшую картину.
«Картина находилась в аварийном состоянии. Прорывы, разрушение красочного слоя, копоть, жесткий кракелюр. Поэтому первоначально консервационная работа выполнялась, затем художественная реставрация с лаком и красочным слоем», – рассказал художник-реставратор первой категории Михаил Рогозный.
Во всех работах мастера используют аутентичные материалы по принципу – никаких новоделов. И если картина и витражи практически близки к завершению, то реставрация органа завершится только к открытию зала на Английской набережной, в декабре следующего года.