Власти Петербурга не прекращают борьбу с незаконной торговлей. Осенью этот вопрос особенно актуален. На передний план выходят продавцы сезонных овощей и фруктов. Комитет по законности и правопорядку теперь регулярно обходит самые бойкие места, в основном, у станций метро. На этой неделе были, в том числе, в Невском районе. Выписывали штрафы – это 5 тысяч рублей, составляли протоколы. Некоторые торговцы сворачивали торговлю, а некоторые просто убегали, бросив товар. Такие стихийные прилавки легко убрать с городской земли. А что делать со стационарными точками торговли? Здесь уже в дело вступают специалисты комитета по контролю за имуществом. Они сначала предупреждают, а потом демонтируют. А ещё объясняют, что это не борьба с малым бизнесом. Это борьба с теми, кто не хочет работать по закону – не платит в казну и не несёт ответственности перед своими покупателями.

Незаконная торговля. И ты представляешь себе стол, стул, прилавок, продавца, который убирает деньги исключительно в сумочку на поясе. Но это давно не так. Более того, незаконная торговля это необязательно контрафакт. Суть в том, что киоск находится на городской земле и эту землю у города не арендует. При том часто бывают эпизоды, что договор когда-то там был, но либо истек, либо был расторгнут за нарушения, но собственник продолжает работать, что называется, до последнего клиента. При этом, последним может стать каждый следующий покупатель.

Так и случилось на проспекте Авиаконструкторов. Только продавец взвесил граммов триста куриных биточков, как выяснилось, что это последняя покупка в киоске. Торговцев уже уведомляли об окончании срока аренды, но они рассчитывали на забвение, в итоге пришлось на себе испытать знаменитое выражение – против лома нет приёма.

А вот владелец точно знал, что на освобождение территории ему дали больше недели. Стоимость таких работ коло 30 тысяч. Но услышать предупреждение собственник не захотел, что сейчас редкость.

«На практике мы видим, что где-то, наверно, пополам это происходит, что либо незаконное занятие, либо истек договор. Но, как правило, на практике мы видим, что люди знают о действиях комитета», – сказала Александра Горбатовская, пресс-секретарь комитета по контролю за имуществом.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Это яркий пример того, что незаконно на городской земле могут находиться и весьма внешне привлекательные объекты, реклама, красочные картинки, но сути это не меняет, а на покупателей действует.

Поиски правильной формы торговли в городе ведутся давно. Эти виды Сенной площади у многих вызывают ностальгию, у многих дискомфорт. Здесь продавали всё, и рынок организовался сам, без разрешений, просто каждый знал, что это центральная торговая площадь. Затем её освобождали в борьбе за внешний вид культурной столицы, потому что количество торговых точек вышло за все рамки.

«Честно говоря, тот рынок, который был, мне не нравился. Хоть и говорили, что здесь всё есть и так замечательно, но один из журналистов написал очень хорошо: «А площади-то нет». Наверно, город должен жить, наверно, не только супермаркеты, но это не должно быть безобразие», – сказала Зоя Юркова, кандидат архитектуры, писатель.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сейчас в городе нет бесконтрольных торговых территорий таких размеров, но уличная торговля теперь ютится у метро уже в спальных районах. Комитет по законности часто проводит рейды, выявляя нарушителей. Действуют крайне педантично, важен каждый сантиметр, и это не придирки, это закон. Уличные продавцы всегда готовы подвинуться, не только в цене, но и по земле. Но так просто ситуацию решить нельзя, изымают главное – весы, и вернуть их можно, только оплатив штраф – 5 тысяч рублей. Участники рынка рассказывают, что внешний вид временных объектов не красит город, но чтобы вкладываться в инфраструктуру торговых точек, предприниматель должен быть уверен, что он здесь надолго, а всё может измениться в мгновение.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Периодически выходили документы, чтобы объекты были не выше, не шире, и часто выходили требования, которые законные становились незаконными, потом пошли ограничения по ассортименту и так далее. В советское время был популярен лозунг «Требуй вежливости от продавца – будь вежлив сам». И это полностью относится к нашей ситуации», – рассказал Алексей Третьяков, председатель совета Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.

Обычно, если торговая точка грязная и продавцы не убирают мусор за собой, то горожане и сами жалуются в надзорные органы, а если всё аккуратно выглядит, то просто покупают. Но при этом любой объект без документов это нарушитель, который зарабатывает деньги обманом, каким бы этот обман не казался сладким.