Следователи сейчас восстанавливают детали гибели петербургского туриста. Это случилось 1 октября. Подготовленная группа из 8 человек на каяках с острова Валаам вышла в открытую Ладогу. Сейчас говорят, что путешествие заведомо было экстремально опасным. Смотрят на сводки погоды. Но видели ли их участники того трагического похода? Почему не остались на острове, как это сделали другие группы? Череда вопросов. Не на все пока есть ответы.
Карелию сейчас открывают для себя многие. Она может быть спокойной и одухотворяющей, если вы выбираете, например, мраморные каньоны. Карелия может захватить рыбалкой или тихой охотой, а может поднять до максимума адреналин – если вы с байдаркой, сапом или каяком. А вот эти снаряды не только для смелых, но и очень подготовленных людей.
Душа компании, шутник, добрый и отзывчивый человек — так отзываются о погибшем Андрее те, кто его знал. Андрей и его друзья – всего 8 человек – не были новичками. Пройти по воде предстояло с острова Валаам до деревни Ууксу – примерно 30 километров. Шторм застал гребцов на открытой воде. Двухместный каяк Андрея накрыла трёхметровая волна.
«Из-за высокой волны произошло опрокидывание каяков, люди оказались в воде, но смогли добраться до берега. Однако через некоторое время один из участников похода, мужчина 1975 года рождения, скончался», – рассказала Инна Таратунина, старший помощник руководителя СУ СК России по Республике Карелия.
Напарница выжила. Спасатели доставили её в больницу. Теперь уже следователи выясняют, почему группа решила рискнуть, несмотря на ухудшение погоды.
«Это в нашем понимании это озеро. Это огромное море и очень коварное в осенние шторма, пускай даже не с таким сильным ветром, не с 20-метровым, потому что начинает быстро усиливаться высота волны. Вода теплая, воздействие ветра на водную поверхность быстро разгоняет воду. Потом уже, когда вода становится более холодная, это бывает весной, ей тяжело разогнаться, а здесь это мгновенно происходит», – пояснил Александр Колесов, главный синоптик Санкт-Петербурга.
Места там сложно назвать дикими, но со связью есть проблемы. Параллельно с командой Андрея в этот же день и примерно в том же районе к сплаву готовилась ещё одна группа. Они на маршрут не вышли. Вот, что в переписке рассказала нам Валентина, сап-инструктор. Она знала погибшего.
«Я со своей группой в Ладогу не пошла. Маршрут у нас был там же, но по шхерам. Ещё там связи нет почти. Мне повезло, что что-то пробилось и я посмотрела актуальный прогноз на ветер и пришла в ужас. Октябрь – время штормов», – рассказала Валентина.
Как говорят инструкторы, управлять каяком несложно. На этой станции в Петербурге обучают новичков и проводят профессиональные тренировки.
Каяк довольно маневренный. В прибрежной зоне используются экспедиционные (морские) каяки с заостренным носом и приподнятой кормой. Такое строение позволяет держать курс даже при волнах. Также современные модели имеют герметичные отсеки, которые повышают плавучесть лодки.
Когда ты видишь берег, то всё, действительно, кажется простым. Лодка хорошо держится на воде. Вдоль бортов протянуты лееры — верёвки, за которые можно зацепиться при опрокидывании судна. Но есть нюансы. Перевернувшись, опытный каякер встанет на киль, новичок так не сможет. А в реальных условиях на большой воде и при плохой погоде рисковать и выходить на каяках здесь не посоветуют никому.
«Если мы используем какие-то реки небольшие и озера, то можно и в ветер, ничего страшного, но если мы говорим про какие-то большие открытые водоемы, то здесь хождение в ветер и большую волну в принципе не допускается. Это опасно», – сказал Игорь Финогенов, инструктор центра спорта Петроградского района по каяку и сап-сёрфингу.
Маршрут от Валаама до Ууксы не экстремальный, говорит Илья Мельников, президент ассоциации гребцов Петербурга. Он проходил его три года назад. Но, начиная с октября категория сложности этого пути очевидно возрастает – из-за ухудшения погодных условий в первую очередь. Некоторые гребцы, говорит он, вообще не закрывают сезон, если где-то остаются участки открытой воды. Так тоже возможно, но надо знать, как подготовиться.
«Основные факторы риска на Ладоге — это утонуть и словить переохлаждение. Чтобы не утонуть, нужно должным образом подобрать спасательный жилет. Чтобы не переохладиться — это вопрос сезонности. Если летом достаточно короткого гидрокостюма, то сейчас — сухой гидрокостюм», – рассказал Илья Мельников, президент ассоциации гребцов Санкт-Петербурга.
А ещё профессионалы напоминают: даже если всё продумано до мелочей, сообщить о своём маршруте в МЧС необходимо. Вас, конечно, не будут сопровождать, но о вас будут знать и отправятся на помощь сразу, как только она понадобится.
«Что дает регистрация маршрута? Во-первых, специалистами кризисной группы ведётся весь маршрут от начала до конца, проводятся телефонные сеансы связи утром и вечером, а также доводится метеорологическая обстановка, прогноз на день, а также о неблагоприятных метеорологических явлениях», – сказал Максим Рожин, начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Республике Карелия.
В карельском МЧС нам сообщили, что группа Андрея о себе не заявляла. Чтобы эвакуировать пострадавших, спасатели преодолели 18 километров по бездорожью. Помочь Андрею было уже нельзя. Его гибель – это трагическое стечение обстоятельств, говорят в профессиональном сообществе, где все друг друга знают через несколько рукопожатий. Стихия оказалась сильнее. Но человек всё же где-то совершил ошибку, которая, возможно, и привела к беде.