Грозит ли вам инсульт? Эта неделя – борьбы с инсультом. Она проходит во всем мире. Крупные петербургские стационары провели акции и предложили горожанам бесплатно проверить своё здоровье и выявить риски развития этого заболевания. Каждый год в Петербурге фиксируют не меньше 20 тысяч случаев инсульта. Смертность от него за последние 12 лет в Северной столице уменьшилась в полтора раза, но всё ещё остается высокой.
До сих пор в обществе нет необходимой настороженности в отношении этого коварного недуга, – говорят медики. Люди, которых настиг удар, часто пытаются «переждать» его дома, а родные не видят самые простые симптомы, и в результате врачи приезжают слишком поздно.
Сколько времени для спасения есть на самом деле? Какие современные методы лечения инсульта и реабилитации после него применяются в Петербурге? Какой должна быть профилактика инсульта и когда её надо начинать? Ответы не все эти вопросы – далее.
Владимира Ресовского инсульт настиг в магазине, но выяснилось это гораздо позже. С покупками он ещё смог добраться домой.
«Это ж – обычная история, что там со мной может быть? Отлежусь и всё будет в порядке», – говорит пострадавший.
«Скорую» вызвали только под утро, в больницу мужчину доставили уже без сознания. Но врачи говорят, ему повезло – организм смог справиться с ударом. Уже после 2 недель реабилитации Владимир почти полностью восстановился.
«Когда меня по скорой брали, мне сказали, что у меня высокое давление, а так я его не мерил и своим здоровьем не занимался. Ну вот результат – в 74 пора как-то прислушиваться к себе», – рассказывает пациент госпиталя для ветеранов войн Владимир Ресовский.
Игнорирование симптомов инсульта, говорят медики, одна из главных причин развития осложнений. Работает правило «золотого часа»: помощь должна быть оказана в первые 60 минут.
Терапевтическое же окно, когда необходимо начать медикаментозное лечение, длится лишь четыре с половиной часа. При сильном ударе, если обратиться к врачам слишком поздно, помочь не смогут даже самые умелые руки хирурга.
«В значительной степени не именно доезд влияет, а позднее обращение пациентов, близких родственников и коллег по работе. Норматив установлен для всей Российской Федерации единый. Не более 20 минут – от выезда до доезда бригады скорой помощи до тех пациентов у которых подозревается острое нарушение кровообращения», – отметил председатель комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Дмитрий Лисовец.
Александровская больница. Региональный сосудистый центр. Во время съемок сюжета на территорию въезжает машина «скорой». За несколько секунд молодого мужчину доставляют в блок критических состояний, затем – в операционную. Алгоритм действий каждого медика – отлажен до мелочей.
«Основной принцип – это врач к пациенту. То есть, там находятся постоянно врачи-неврологи, реаниматологи, врачи ультразвуковой диагностики, лабораторная диагностика. Все моментально обследуют пациента. Тут же на этом маленьком пятачке находится кабинет КТ», – заместитель главного врача Александровской больницы, руководитель регионального сосудистого центра Людмила Рожковская.
Принять пациента с инсультом и экстренно оказать помощь в городе готовы в 16 сосудистых центрах, и эта система работает настолько чётко, что даже если человека срочно госпитализируют в любой другой стационар, после подтверждения диагноза, он всё равно попадёт к профильным специалистам.
«Ни в какой другой стационар, кроме этих центров, больного везти не должны и не будут. Даже если инсульт в стационарном, он будет оттуда перенесен в специализированный центр», – подчеркнул главный внештатный специалист-невролог комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Игорь Вознюк.
За последние десять лет уровень смертности от инсульта в Петербурге снизился. Ещё в 2012 году более четверти госпитализированных умирали. В 2019-м был зафиксирован рекордно низкий процент летальных исходов – менее 16%.
Вместе с коронавирусом выросла и статистика, однако сейчас город начал выходить на доковидный уровень. Но надо помнить: инсульт может повториться. До 40 процентов случаев – в тот же год, и здесь смертность составляет уже 55 процентов.
«После инсульта пациент иногда полностью восстанавливается, но надо понимать: этот инсульт – звоночек. Если сейчас он малый, если человек не поменяет свой образ жизни, не будет контролировать давление, уровень холестерина, то следующий инсульт будет более тяжелым и может привести к гибели», – вводит в курс дела заведующая 9-м неврологическим отделением для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения госпиталя для ветеранов войн Мария Привалова.
Реабилитация после тяжёлого инстульта может занять несколько лет. Вернуть организму хотя бы часть привычных функций помогают современные методики и новешйие тренажёры.
Например, экзоскелет – с его помощью восстанавливают пациентов в госпитале для ветеранов войн. Это – первые шаги пациентки, у которой осложнения отразились на позвоночнике. Применяют врачи также эрготерапию, что в переводе означает исцеление через деятельность.
В кабинете эрготерапии пациентов в прямом смысле заново учат жить. Здесь оборудована настоящая кухня: включить плиту, поставить чайник или правильно держать ложку. После перенесённого инсульта человек забывает, как выполнять повседневные домашние дела.
«50 процентов лечения зависят от врачей, стационара. А другие 50 – от мотивации самого человека, желания вернуть то, что было потеряно, стремление к этому», – объясняет секрет исцеления медицинский клинический психолог Георгий Алексеев.
И ещё об одном не перестают напоминать врачи. Прямой дорогой к инсульту многие начинают идти задолго до того, как болезнь становится страшным диагнозом – на больничную койку приводит образ жизни.
Инсульт стремительно молодеет, это – тревожная тенденция последних лет. Что мы едим, сколько двигаемся и как отдыхаем – всё это важно, но каждый делает выбор сам.