Эрмитаж подготовил выставку, которая рассказывает о грандиозной перепланировке, которую пережил дворец, чтобы обрести выставочные площади. Реконструкция, начатая в 20-х годах прошлого века, велась под руководством главного архитектора Эрмитажа Александр Сивкова. Итогом его работы стало увеличение площади музея в несколько раз и открытие сотен новых залов.

Почти тридцать лет Александр Сивков был главным архитектором и руководил работами, связанными с превращением жилых покоев в выставочное пространство. Благодаря реконструкции Эрмитаж получил в Зимнем дворце 257 новых залов и стал таким, каким мы знаем его сегодня. При этом имя Сивкова сегодня не известно широкой публике. Чтобы это исправить, в Государственном Эрмитаже открыли выставку, посвященную его работе. Пост главного архитектора Александр Владимирович занял в 1925 году и уже через год начал ремонт века.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Мы идем по ступеням перехода, который назван в честь Александра Владимировича Сивкова. Этот переход он создавал для связи Зимнего дворца, Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа. Хотелось обратить ваше внимание, что мы сейчас стоим на полу, который сделан из мрамора из бассейна Николая Второго», — рассказал Дмитрий Енгалатов, заведующий сектором архитектурно-методического надзора архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Бассейн императора, как и всю его квартиру, по решению Сивкова фактически уничтожили. Сейчас эти помещения занимает отдел истории русской культуры. Георгиевский зал лишился тронного места, правда, к двухтысячным его восстановили. Под нож попали главная дворцовая кухня и кладовые на первом этаже восточной части здания. Отсюда вывезли порядка 80 тонн посуды.

«Когда старожилы, которые продолжали жить в Зимнем дворце, увидели вот эту вот разруху, они пришли в ужас. Они начали кричать: «Разрушают Зимний дворец!» Ну, как бы, не разрушили. Дворец стоит. На мой взгляд, он сохранил самое главное — он сохранил парадные залы», — рассказала Светлана Янченко, ведущий научный сотрудник архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В результате разборки сводов, стен и лестниц под Георгиевским залом появился зал № 100. Сегодня там демонстрируют искусство Древнего Египта.

«Сейчас мы стоим на мозаичном коврике, который продолжает линию Сивкова перехода. И здесь вы видите такие «соты», то есть — сотый зал, соты. Шутка архитектора, может быть, случайная», — сказал Дмитрий Енгалатов, заведующий сектором архитектурно-методического надзора архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Темный кухонный коридор превратился в светлую стометровую галерею, названную в честь её создателя — Растрелли. Реконструкцию претерпели также системы отопления, вентиляции, элетроснабжения дворца. К 1925 электросети пришли в крайне ветхое состояние. Под руководством Сивкова разрабатывались новые виды светильников для экспозиции.

«Это шар должен быть. Не хватает нижней половины. Это светильники 20-х годов. Были большие проблемы с освещением. И вот вышли из положения, стали такие шары применять. Позднее уже, к 40 году стали появляться такие вот шары, цельные», — рассказал Сергей Маценков, заведующий сектором хранения архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сивков руководил восстановлением музея и после Великой Отечественной войны. Работы длились почти десять лет. И главный архитектор всегда принимал в них непосредственное участие. На этой фотографии Александр Владимирович следит за организацией нового гардероба в подвале Зимнего дворца. Действовавший в Иорданской галерее уже не справлялся с растущим потоком туристов. Реконструкцию доверили специалистам «Ленметростроя», поэтому после открытия гардероба в 1958 году его стали называть «метро».

«На тот момент в Ленинграде строилось метро. И самые опытные строители были метростроевцы. Здесь нужно было решить очень сложную задачу, так как надо было внедряться в несущие конструкции Зимнего дворца, в уровни подвала и частично первого этажа. И в самой отделке можно увидеть какую-то отсылку к станции метрополитена. Ну да, может, это специально так не задумывалось, но получилось», — рассказал Дмитрий Енгалатов, заведующий сектором архитектурно-методического надзора архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Третий этаж дворца до революции напоминал гостиницу с номерами по обеим сторонам длинных коридоров. Здесь находились небольшие фрейлинские комнаты. Сивков разработал проект перепланировки, благодаря которой только в южном корпусе было создано 17 просторных экспозиционных залов. А в целом, после революции и до середины 50-х годов площадь музея увеличилась почти в пять раз. И в этом заслуга Александра Сивкова.