Шедевры мирового искусства доступные каждому. Эрмитаж расширил коллекцию экспонатов эпохи ампир, которую теперь можно трогать руками.
Специально для слабовидящих и незрячих посетителей создали копии творений XVIII-XIX веков. Их представили сегодня в Главном штабе, там стартовал инклюзивный фестиваль «Искусство в ощущениях. Ампир».
Петербурженка Ия Ростомашвили руками «разглядывает» консоль с мозаичной столешницей и ножками-сфинксами. Это первые минуты знакомства. Говорит, без подсказок сложно представить предмет, но то, что перед ней крылатая девушка-сфинкс, поняла практически сразу. Пальцами «рассмотрела» даже ее прическу.
«Прическа довольна-таки интересная. У нее из локонов впереди, как мне подсказали, корона, волосы собраны. Очень красиво. Чувствуются переплетения. И выразительное лицо, нос», – поделилась впечатлениями доцент Института психологии и социальной работы, директор Центра социокультурных практик «Большие возможности» Ия Ростомашвили.
Это копия шедевра XVIII-XIX веков. Оригинал – напротив. Каменная столешница создана в технике флорентийской мозаики, подстолье – в египетском стиле. Когда-то эта консоль украшала интерьеры дворца императрицы Жозефины – супруги Наполеона Бонапарта. В Петербург шедевр привез ее внук, герцог Максимилиан, который женился на дочери Николая I – Марии.
«Эта флорентийская мозаика – очень тонкая работа. Если приглядеться не видны ни стыки. Как будто это живопись», – рассказала сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Бабошина.
В экспозиции Главного штаба появились сразу три тактильных произведения искусства.
Эрмитаж отменяет главное правило экспозиций «Экспонаты руками не трогать!». Теперь трогать можно и даже нужно. И за это вам ничего не будет. Но новшество действует не на все шедевры. А только на те, где есть зеленая ладошка или тумбы с вращающимся основанием. Кстати, познакомиться с предметами можно не только тактильно, у каждого аудиосопровождение.
Каминные часы «Минин и Пожарский». В XIX веке в России был в моде стиль «русский ампир». Победы страны над польскими интервентами и французскими войсками Наполеона тогда отражали не только в памятниках, но и в декоративном искусстве.
Еще одна тактильная копия – фарфоровая ваза из сервиза Евгения Богарне. Она практически в точности повторяет подлинник. Не считая размера. А еще, как отметили скульпторы, в реплике также можно нащупать барельефы и орнаменты.
«Особенностью адаптации является то, что эти изображения, профили в оригинальной вазе, сделаны плоско. Для того, чтоб их отобразить, хотя бы понять их композицию, пропорции и т.д., мы сделали их рельефными», – объяснила руководитель компании изготовителя тактильных моделей для музеев Юлия Андриевич.
Тактильные копии выполнены с помощью 3D-печати. Процесс трудоемкий, над одним экспонатом в течении месяца трудились 5 человек. Инклюзивный фестиваль «Искусство в ощущениях. Ампир» – это еще один этап программы по созданию комфортной и доступной среды музея. Год назад тактильные экспонаты появились в Новом Эрмитаже. В этом году участников проекта ждут и другие погружения в мир искусства.
«Каждая программа состоит из двух частей: это экскурсия по залам и мастер-класс. Возможность собрать свой собственный ампирный интерьер и для незрячих – это ощутить фактуру ампирных тканей, почувствовать ампирные ароматы», – рассказала сотрудник Службы развития Государственного Эрмитажа Варвара Маркевич.
Фестиваль завершится 15 октября. К слову, тактильные экспонаты останутся в постоянной экспозиции Главного штаба, где ощутить мир искусства на кончиках пальцев сможет абсолютно каждый.