Цвет имеет значение. Розовые платёжки за ЖКХ постепенно уходят в прошлое. Жители десяти районов города уже получают один платёжный документ, и он белый. Если в колористике горожане разобрались быстро, то вопросы по тому, что входит в новую квитанцию, ещё остаются. Есть и случаи, когда получателей не устраивают суммы начислений. Реформа системы коммунальных платежей внедряется поэтапно. Параллельно город наращивает количество офисов Единого информационного расчётного центра. Всё должно работать по принципу одного окна.

Привычные петербуржцам платежи за воду, водоотведение и отопление из розовой квитанции теперь окончательно перекочевали в белую. Годом ранее жильцами единого документа стали также взносы за капитальный ремонт и счета за мусор, в мае к ним «подселили» и телетрансляцию. Новая схема оплаты коммунальных услуг, когда все услуги собраны в одной бумажке, отмечают специалисты, стала проще, удобнее и прозрачнее. Для всех участников рынка ЖКХ.

«Эта история корнями уходит в ситуацию, к сожалению, распространенную еще не так давно, когда недобросовестные управляющие компания аккумулировали у себя денежные средства, собираемые с жителей многоквартирных домов, и дальше деньги не доходили до поставщиков коммунальных услуг», — сказал Олег Зотов, председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга.

Единый информационно-расчётный центр в Петербурге заработал в начале этого года. Новую схему оплаты коммунальных услуг решили внедрять поэтапно. Первыми белую квитанцию получили жители Калининского района. Сегодня единый платежный документ охватил 10 районов. Но без издержек не обошлось. Некоторые петербуржцы нашли в почтовых ящиках суммы выше привычных. Среди них пенсионер Алексей Волков. Откуда возникла задолженность, он решил узнать в клиентском офисе.

«Мне объяснили, что был технический сбой. У меня счетчик дистанционный, он передает показания автоматически соответствующим органам, которые рассчитывают расход. И там был сбой», — рассказал Алексей Волков, житель Курортного района Санкт-Петербурга.

Сегодня в городе работают 67 таких офисов. Все кассиры прошли дополнительное обучение, они теперь не только принимают оплату, но и консультируют потребителей. Правда, за ответом на свой вопрос лучше не приходить в «горячие» дни.

«Старшее поколение начинает массово оплачивать. Это период с 15 до 21 число. Это самые яркие горячие дни, поэтому в очереди скорее всего вы будете ожидать достаточно долго. В остальные дни гораздо спокойнее, и ожидание будет не более 10-15 минут», — сказала Марина Мышева, руководитель пресс-службы Единого информационно-расчетного центра Санкт-Петербурга.

Быстрее работают разве что онлайн-сервисы. А ими пользуются 70% петербуржцев.

Оплата коммунальных услуг онлайн — это не только история про быстро и удобно. Например, платеж в личном кабинет Единого расчетного центра можно подстроить под себя. Если же вам удобно внести оплату, допустим, за свет в первой половине месяца, а за воду и отопление — во второй, то достаточно снять галочки с тех услуг, оплату которых вы решили отложить. Кстати, можно выбрать и формат получения квитанции – бумажный или электронный.

В следующем месяце белую квитанцию в своих почтовых ящиках найдут жители Красногвардейского и Московского районов. Эксперты предупреждают, суммы могут отличаться от старых. Это касается тех, кто не успел оплатить предыдущие розовые квитанции, в которых задолженность всегда указывалась справочно. В едином документе она будет разбита по поставщикам и включена в строку «К оплате». Впрочем, ошибок со стороны Расчетного центра, видимо, тоже не избежать. Перевод клиентских баз под одну крышу — процесс сложный. Однако, по всем несостыковкам специалисты советуют обращаться в офисы Единого расчетного центра.

«Системных сбоев мы не фиксировали, потому что сверка счетов происходит между юрлицами, как Единый расчетный центр и управляющие компании. То ли кто-то что-то кому-то не передал, то есть, договор был заключен на информацию о платежах, управляющая компания не передала. В этой ситуации можно быть спокойными, ничего не потеряется, надо документ об оплате, прийти к нам, мы разберемся, несправедливость устраним», — сказал Денис Шабарин, генеральный директор Единого информационно-расчётного центра Санкт-Петербурга.

Но как быть, если уже оплатил услугу, которой вовсе не пользовался? У многих потребителей такая ситуация возникала с телетрансляцией. В «Ростелекоме» отмечают, по всем вопросам следует обратиться к ним. Правда, придется доказать, что кабельное телевидение не смотрел.

«Будет произведен наряд. Выйдет технический специалист и проверит, что линия действительно отсутствует и технически он не использует эту услугу, произойдет отключение услуги, сторнирование всех начислений. Если он пользовался этой услугой, а сейчас не намерен ею пользоваться, он может также в таком же порядке расторгнуть договорные отношения», — рассказал Евгения Зимина, директор по работе с массовым сегментом макрорегиона «Северо-Запад» компании «Ростелеком».

Жилищный комитет и Расчетный центр обещают максимально оперативно устранить все «шероховатости» новой единой системы платежа коммунальных услуг. Переход завершится уже весной следующего года. К слову, список поставщиков услуг в белой квитанции, скорее всего, не окончательный. В единый документ могут «прописаться» ещё парочка платежей, например, газ и интернет.