Среди поручений президента по итогам Петербургского международного экономического форума — задача правительству создать механизмы продвижения отечественных цифровых торговых площадок на зарубежных рынках.

Сергей Витковский — юрист по образованию. Говорит, всегда тяготел к IT-сфере, поэтому в 2011 году открыл бизнес как раз на стыке двух интересов — создал собственную электронную торговую площадку для реализации имущества должников-банкротов. К тому времени в стране как раз приняли закон, обязывающий проводить такие торги исключительно в электронной форме.

«Потребовалось продолжительное время на раскачку. Я скажу, что на тот момент в районе от полугода до 8-9 месяцев заняло создание аппаратно-программного комплекса. Вкупе с получением подтверждения соответствия от Минэкономразвития. Инвестиции были достаточно существенные», — сказал Сергей Витковский, учредитель электронной площадки.

Поскольку безопасность серверов и персональных данных является ключевым в работе любой электронной площадки, такой бизнес требует постоянных вложений. На замену оборудования и его техобслуживание, ежегодную покупку сотен лицензий и аренду серверов. В прошлом году у Сергея сотни тысяч ушли на переход с иностранного на отечественное ПО. А учитывая конкурентность рынка, плюсом ко всему добавляется ещё одна внушительная статья расходов — маркетинг.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«У нас на площадке доходность установлена 2 способами. Либо это какая-то фиксированная плата за количество размещенных торгов – полотовая. Либо это плата, предусматривающая собой определённый процент от суммы реализации имущества», — пояснил Сергей Витковский.

Продажа имущества банкротов — лишь одна из разновидностей электронных площадок. Особняком стоят платформы для размещения госзаказов — их создают исключительно за счёт бюджетных средств. Собственные ЭТП для проведения закупок нередко создают крупные компании с госучастием, такие как «Газпром», РЖД, «Сбербанк». Но самая многочисленная на сегодня категория — коммерческие электронные площадки. В основном они ориентированы на сегмент B2B, но участвовать в торгах на них могут и физлица.

«Большой стимул к развитию, конечно же, дал ковид, что, не выходя из дома. Плюс, сейчас всё большее число в том числе коммерческих компаний, которые не обязаны пользоваться площадками, но открывают для себя преимущества работы на них — это широкий выбор поставщиков, возможность проведения конкурса, отбора наиболее подходящих заявок. И, соответственно, число пользователей должно увеличиваться», — рассказала Ирина Шашина, и. о. заведующего кафедрой ценных бумаг и инвестиций Международного банковского института имени Анатолия Собчака.

Главная ценность электронных площадок заключается в том, что они создают здоровую конкуренцию и позволяют экономить на закупках как государству, так и бизнесу. В совокупности по всей стране только с начала этого года торги сберегли около 5,5% средств, что денежном выражении составляет 286 млрд рублей.