Слой за слоем – археологи кропотливо продолжают копать напротив гостиницы «Охтинская». Там обнаружили булыжную мостовую 19 века, но, как отмечают специалисты, настоящий интерес вызывает вовсе не старинная дорога, а то, что под ней.

Охтинский мыс историки называют праколыбелью Петербурга, и здесь специалисты рассчитывают найти артефакты шведского города Ниен.

«Мы, наверное, ожидаем увидеть остатки каких-то фортификационных сооружений, остатки деревянной архитектуры и остатки улиц и каких-то хозяйственных построек. Площадь, которую нужно будет раскопать, – это 8 тысяч квадратных метров. Мы работы начали и вот сейчас вы видите территорию примерно в 4 тысячи квадратных метров», – рассказала директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева.

Уникальную находку ученые Института истории материальной культуры РАН обнаружили под Брянском: кость с орнаментом возрастом около 80 тысяч лет. Предположительно, рисунок нанес неандерталец, что напрочь разрушает миф о неспособности древнего человека к творчеству.

«Таких находок во всем мире – несколько десятков, их очень мало. Важность – в символической деятельности, то есть, когда человек пытается какие-то свои внутренние эмоции и переживания выразить в своих изображениях», – отметил директор Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Андрей Поляков.

Фото: ИИМК РАН

Находки петербургских археологов помогают узнать, как жили ранние скифы в 8-9 веках до нашей эры. В Туве в ходе раскопок на кургане Туннуг обнаружены золотые украшения, боевой топорик, а также – элементы конской упряжи.

«Материал этого периода – когда только складывается эта система всадничества, начинает активно использоваться верховой конь, именно под седло, появляется кочевническая культура», – подчеркнул начальник Номадийской экспедиции Тимур Садыков.

Это – кадры «крымской Атлантиды»: частично затонувший греческий город Акра. Что он скрывает на глубине 4 метров, еще предстоит узнать.

«Действительно, под водой сохранились очень хорошо оборонительная стена, жилые постройки, дома. Это – проект совместно с Государственным Эрмитажем и много лет наши подводные археологи его как раз изучают», – объяснила директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева.

Фото: ИИМК РАН

Однако, пожалуй, самой громкой сенсацией в мире археологии стал Херсонес. Там петербургские специалисты совместно с учеными Эрмитажа открыли каменное строение античных времен, которое было одновременно и склепом, и общественным пространством. Ранее исследователи подобных сооружений не встречали.

«Кремационные площадки – это место, где сжигали человека умершего для того, чтобы потом захоронить. Как правило, эти площадки плохо сохраняются, потому что это просто пятнышко с маленьким бортиком из глины. Мы их нашли очень-очень много. Участки поделены: есть территория, где захоранивали легионеров римских и их семьи и это – многослойное погребение. Одно над другим, одно над другим», – поделилась информацией Наталья Соловьева.

Труд петербургских археологов высоко оценил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Он подчеркнул: специалисты Института истории материальной культуры РАН помогают изучать археологическое наследие России и не только.

Фото: ИИМК РАН

Калининград, Сибирь, Ямал, Казахстан. В этом году за плечами ученых из Петербурга – 40 экспедиций. Многие продолжаются: одна из самых значимых – в Сирии.

«Триумфальная арка для нас, петербуржцев, как вся Пальмира, а особенно Триумфальная арка, имеет особое значение, потому что ни для кого не секрет, что Арка Главного Штаба была построена Росси после того, как он вдохновился идеями триумфальной арки Пальмиры», – рассказала Наталья Соловьева.

После тщательных исследований российские археологи приступят к реставрации и восстановлению знаменитой Триумфальной арки Пальмиры. Работы планируют начать в сентябре.