В этом материале телеканала «Санкт-Петербург» рассказываем о самых любопытных загадках главной водной артерии Северной столицы – реки Невы.

Петербург часто называют Северной Пальмирой, Северной Венецией или Великим Городом на Неве. Причем, сами петербуржцы такие названия в своих речевых оборотах употребляют крайне редко.

Где вы видели петербуржца, который говорит «У нас, в Северной Венеции»? Или «У нас, в городе над вольной Невой»? Нет, таких петербуржцев вы здесь не найдете. Или найдете, но где-нибудь в Москве.

Все дело в том, что Нева – это системообразующий фактор для вселенной Петербурга. Наш город и построен на Неве, и во многом возник благодаря тому, что именно здесь протекает Нева. Образ и ритм жизни во многом зависят от фактора Невы.

Разводка мостов, разделение города на правый и левый берег и прочее, и прочее. Однако о другой стороне жизни этой великой реки известно очень мало. Той стороне, которая связана с легендами, мифами, трагическими историями и тайнами, которые хранит Нева, либо которые лежат на дне Невы. Вот об этом и пойдет речь в этом материале.

Нева – одна из самых молодых рек на евразийском континенте: ее возраст – всего-то каких-то 4 тысячи лет. Представьте себе, здесь, на месте будущего Петербурга, никакой Невы не было и в помине, а в Египте уже возводились первые пирамиды, в Британии стоял Стоунхендж.

Да что там говорить – если сходить в Эрмитаж, зал искусств кочевых племен Алтая, то сразу же можно увидеть так называемый Пазырыкский ковер: это 5 век до нашей эры. Так вот, он был соткан по историческим эпохам почти в одно и то же время, когда появилась Нева. Нева появилась, а этот ковер, который уже был соткан, сейчас вы можете наблюдать в музее Эрмитаж, который и стоит на берегу этой Невы. Вот она, настоящая машина времени.

Можно абсолютно спокойно себе представить, как какой-нибудь рыбак эпохи позднего неолита сидел на берегу Охтинского мыса – там, где сейчас Красногвардейский район – и с ужасом наблюдал, как гигантская волна 15 метров высотой прорывает узкий перешеек между нынешним Ладожским озером и Древне-Балтийским морем – ныне это Финский залив. Это эпичное зрелище сравнить можно было только с последним днем Помпеи.

Если говорить о самом таинственном месте Невы, то это, конечно же, район Литейного моста – излюбленное место самоубийц. Помните, у Чернышевского в романе «Что делать?» самоубийство Лопухова на Литейном? «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».

Дело в том, что здесь самое глубокое место на Неве – 25 метров. Раньше здесь была стоянка первобытных людей, и здесь, по некоторым свидетельствам, был языческий ритуальный камень – назывался он Атакан: на нем племена древних ижорцев совершали жертвоприношения. Потом это место и сам валун затопила Нева, но дурная слава осталась, и вскоре слухи об этом месте нашли подтверждение.

Донные грунты на этом участке представляют собой иловатую полужидкую глину, обладающую плохой несущей способностью. Во время строительства Литейного моста прорвало стены специального кисона, в котором работали люди: пятеро утонули, а через год еще девять человек при возведении опор моста погибли.

Впрочем, скорее всего, это не мистика, а грубое нарушение техники безопасности на производстве. Хотя ученые официально зарегистрировали в этом месте Невы определенные геомагнитные аномалии – повышенная активность тут существует. Что-то там на дне Невы все-таки есть в этом районе.

Кстати, а что вы скажете про такой факт, что ровно за пять лет до гибели «Титаника» чем-то похожая трагедия с пассажирским судном случилась и в центре Петербурга? 7 апреля 1907 года: идет по Неве пароход «Архангельск», более 100 пассажиров. Навигация только что открылась, и на реке наблюдалось сильное движение льда – это был лед, который шел с Ладоги.

В общем, этот пароход, отойдя от Охтинского берега, недалеко от Смольного монастыря, столкнулся с огромной льдиной. Раздался треск, пароход остановился, накренился на правый бок – поднялась безумная давка, крики и плач.

Цитируем газету «Русское слово», в которой рассказывали об этой трагедии: «Женщины хватались за мужчин, умоляя спасти их, но каждый думал только о себе. Прошло 2–3 минуты, пароход снова качнулся, перевернулся вверх днищем, и быстро погрузился в воду. Крики о помощи, плач и стоны неслись по реке. На левом берегу стояла масса народу, жены и матери погибающих. Стон стоял по всему берегу. Однако в холодной воде людей сразу охватывали судороги и они десятками шли ко дну». Конец цитаты.

Потом эту трагедию так и назвали – «Петербургский титаник». Однако Нева не только губила людей, но и спасала. Самый известный факт, когда в августе 1963 года самолет ТУ-124 совершил посадку на Неву в районе Финляндского железнодорожного моста: все 52 пассажира вместе с экипажем остались живы.

Кстати, приводнился этот самолет в районе могилы Матроны-босоножки: на этом месте сейчас находится часовня в ее честь, и некоторые верующие до сих пор молятся в этом месте о безопасности людей, путешествующих на самолетах.

Кстати, в этом лайнере летел тогда и будущий патриарх Алексий II. Потом этот случай газетчики стали называть «Чудо на Неве».

А сколько тайн хранится на дне Невы, вы только представьте! Вот краткий перечень того, что находили там за время существования города на Неве: якоря, пушки, шведские затопленные корабли, иконы, танки, снаряды, легкомоторные яхты, сухогрузы, машины, тела самоубийц и тела жертв убийц. Ну и, конечно же, клады.

Главный клад, кстати, так и не найден: ведь со времен Петра I известно, что шведы, оставляя Ниеншанц, сбросили в Неву добытые во время своих военных походов сокровища. Место на реке они пометили, чтобы потом вернуться и забрать этот клад.

Да только не вернулись они: Петр I не дал им такой возможности. При этом, клад-то на дне Невы остался, и его очень активно искали, особенно в начале 20 века. Где этот шведский клад? Есть ли шанс найти его на дне Невы? Это уже другая история.