Каждая тайна имеет не только свою разгадку, но и возраст. Этой петербургской тайне, о которой пойдет речь в материале телеканала «Санкт-Петербург», – 3,5 тысячи лет.

35 веков назад: Иисус Христос родится еще лишь через 14 веков, а эта тайна уже была, и ее следы можно заметить сейчас на Университетской набережной. Речь – о тайне знаменитых Сфинксов из древнего города Фивы, которые судьба занесла на берега Невы в 1832 году.

Тогда, в 19 веке, вся Европа сходила с ума от всего того, что было связано с египетскими древностями и сокровищами. Только-только европейцы добрались, точнее, докопались до египетских гробниц и пирамид со своими археологическими раскопками.

Древний Египет тогда – главный хит, или, говоря языком современного интернета, главный хайп сезона. Петербург, следуя этой моде, приобрел 2 фигуры сфинксов – таинственных существ с телом льва и головой человека.

Они встали на набережной Невы, как символы божеств, охраняющих вход в портал, который соединял две великие цивилизации, две империи – Древний Египет и Россию.

Надпись, которая идет по периметру постамента, знает почти каждый петербургский школьник: ее перевел еще академик Струве. Вчитаемся: «Да живет Гор, могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп – властитель Фив».

А теперь – внимание: пристальный взгляд может обнаружить то, что несколько иероглифов сбиты с гранита, стерты, вычеркнуты, уничтожены. Как будто какой-то цензор хотел вымарать эту строчку, а потом чья-то рука поверх цензорской правки выбила новые иероглифы!

Что это? Кто хотел переписать историю сфинксов 35 веков назад? Ответ очень простой, если учесть все особенности того, как в истории человечества что-либо сначала вычеркивали, а потом переписывали заново. Ключевое слово здесь – Аменхотеп. Или, если быть точным, – Аменхотеп Третий. Приличный и порядочный фараон, правивший Египтом во здравии и во благо.

Зато его сын, Аменхотеп Четвертый, был совершеннейшим негодяем – с точки зрения тех древних египетских законов и правил. Он разрушал по всей стране храмы, а потом на их месте устраивал оргии: убивал жрецов, ввел единобожие, и даже запретил употреблять в разговоре слово «Бог». Такого даже самые радикальные атеисты в эпоху большевиков не позволяли. Очень скандальный был этот персонаж – Аменхотеп Четверты.

Он поднял руку даже на имя своего отца – Аменхотепа Третьего: вот его имя он и приказал стереть с гранита сфинксов. Мол, и жрецов ваших слушать не хочу, и Бога не знаю, и отца своего тоже знать не хочу. Я – есть единый правитель на все времена и народы.

Ужас: одно слово – богохульник, этакий панк исторический эпохи Древнего Египта. Однако, как часто и бывает с радикалами, его правление быстро закончилось: на смену пришли другие добропорядочные и приличные фараоны, и имя отца Аменхотепа было восстановлено – справедливость восторжествовала.

Следы же той смуты, безбожья, кощунства, которые царили 35 веков назад в Древнем Египте, мы сейчас и можем наблюдать на постаменте наших петербургских сфинксов на Университетской набережной. А еще, вы знаете, что выражение лица сфинксов меняется в зависимости от времени суток и даже времени года? Нет? А это так. Но это уже другая петербургская тайна.