В Полярном флигеле Шереметевского дворца 6 июня в 17:00 открывается выставка «Габриадзе в Петербурге», посвященная творчеству Резо Габриадзе.

У каждого свой Габриадзе. Кто-то знает его как создателя уникального Тбилисского театра марионеток (ныне – Театр Резо Габриадзе), кто-то не раз фотографировался у знаменитой Башни, поставленной им в центре Тбилиси, кто-то пересматривает «Не горюй!», «Мимино» и «Кин-дза-дзу!» и еще 35 фильмов, сценарии к которым написал Резо, кто-то даже не знает, бросая монетку бронзовому Чижику-Пыжику, что его тоже сделал Габриадзе.

Сценарист, живописец, график, скульптор, драматург, режиссер, создатель собственного, суверенного, огромного, теплого, смешного и трагического художественного мира – все это Резо Габриадзе, подаривший нам своим искусством ощущение счастья. «Счастье невозможно поймать: как только вы его поймали – у вас в руках пыль от крыльев бабочки. Счастье ощутимо только в воспоминаниях», – говорил он сам.

Выставка в Шереметевском дворце собирает эту «пыль от крыльев бабочки» – то, что Резо оставил Петербургу. «В моих воспоминаниях Петербург сидит очень прочно, он – «непроходящий» для меня город. Я не был здесь транзитным, меня связывает с ним очень много, есть даже знакомые камни», – вспоминал он. На выставке с участием музеев, театров и друзей Резо, откроется особый художественный мир, где все живо и ничто не исчезает, где вечны красота и юмор. «Я влюблен в саму идею любви», – слова одного из персонажей Резо и его послание нам.

Центральным сюжетом экспозиции станет история великого спектакля «Песня о Волге»: в год 80-летия Сталинградской битвы «Песне» будет посвящен отдельный зал. О самом масштабном сражении ХХ века Резо сумел рассказать на небольшом столе с помощью миниатюрных кукол. Спектакль был поставлен Габриадзе в 1996 году в Театре сатиры на Васильевском (ныне – Театр на Васильевском). Впервые за четверть века зритель увидит этих уникальных кукол. В выставочном пространстве возникнет «песчаное море», из которого, словно из небытия, вырастут персонажи «Песни о Волге».

Второй зал отдан Кутаиси, родине Габриадзе и городу его детства. «Я прожил там 17 лет, а потом пошел бродить по миру. Но даже когда сочиняю про Париж, все равно это рассказ о Кутаиси», – говорил Габриадзе. В этом зале будут представлены вещи из фондов Музея театрального и музыкального искусства, в том числе эскизы декораций и кукол из спектаклей «Осень нашей весны» и «Дочь императора Трапезунда», занавесы, которым Габриадзе придавал особое значение в своих спектаклях и сам иногда шил, а также экспонаты из частных собраний. Жемчужиной экспозиции станет полотно Пиросмани, которого Габриадзе не просто чтил, а считал последним художником, изобразившим рай. Таким раем был для Резо мир кутаисского детства.

Следующий зал перенесет посетителя в Петербург-Ленинград, в компанию петербургских-ленинградских писателей, с которыми Реваз Леванович был на дружеской ноге. В их числе – Пушкин, Достоевский, Ахматова. Никто так много не рисовал Пушкина – живого, смешного, легкого. Андрей Битов и Резо Габриадзе создали целую пушкиниану. В зале будет показан документальный фильм Аси Гусевой «Пушкин. Битов. Габриадзе» и представлены его рисунки из собраний Русского музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Всероссийского музея А. С. Пушкина, частных коллекций.

Последний зал посвящен истории дружбы и сотрудничества Резо Габриадзе с «Петербургским театральным журналом». Она длилась три десятилетия. Обложки, книги, «кляксы», диалоги, рассказы, скульптура Александра Володина, тоже связанного с журналом. В этом же зале окажется и Чижик-Пыжик, и его история.