Швейное дело становится уделом избранных. Тех, кто умеет кроить и шить катастрофически не хватает. Острый дефицит кадров сейчас испытывает отечественная лёгкая промышленность. Даже при всём желании производители не могут воспользоваться в полной мере новыми возможностями, которые открылись с массовым уходом западных конкурентов. Просто не хватает профессиональных рук!

«Моды не может быть там, где есть дефицит», как-то сказал знаменитый Вячеслав Зайцев. Кутюрье ушёл, вслед за ним не стало Валентина Юдашкина. Они олицетворяли вершину отечественной высокой моды. И, конечно, Зайцев говорил о советском дефиците.

Сейчас его фраза читается иначе. Моды не может быть там, где её некому воплотить в жизнь. И, конечно, речь не о подиумных коллекциях, а о качественной и современной одежде наших брендов для массового покупателя.

В небольшом ателье на Петроградской стороне работа кипит. Заказов как никогда много — просят сшить и наряды, похожие на известные зарубежные бренды. Но хит сезона отнюдь не копии платьев топовых итальянских дизайнеров.

«Просят сшить платьице из фильма «Служебный роман», когда главная героиня перевоплотилась, в мелкую клеточку с воротничком, манжетиком», — привела пример Елена Пугачёва, владелица отелье.

Постоянная клиентка Елена, сама по профессии стилист, сегодня забирает из ателье очередной заказ. Говорит, что в тренде и капсульные образы — это целый комплект идеально сочетающихся друг с другом элементов гардероба, а потому многие делают ставку именно на индивидуальный пошив.

«Сказала, что хочу плащ кейп, как у золушки в «Трёх орешках». Она нарисовала, я говорю, что хочу ещё рубашку и цветы от брюк на рубашке. Вместе с тканью тысяч 40 рублей», — рассказала Людмила Швецова, клиент ателье.

Портные в ателье за день шьют несколько заказов. По сравнению с прошлым годом нагрузка возросла в разы, рук не хватает.

«Очень сложно найти хорошего портного, я полагаю, это связано с тем, что сейчас не учат. Отсутствуют училища, которые мы заканчивали в советское время», — отметила Елена Пугачёва.

В советское время швея была одной из самых популярных рабочих профессий. А хорошая портниха для советской модницы — на вес золота, как личный парикмахер или доктор. Потребность в мастерицах резко выросла после войны. В стране открывают профучилища, учат массово на курсах кройки и шитья. Сотни рук трудятся и на крупных советских фабриках.

Позднее бизнес выбирает более выгодную для себя модель: покупать готовое за границей. Швейные фабрики практически исчезают, под угрозой оказывается сама профессия. Отечественная легкая промышленность, которая начала наращивать темпы в прошлом году, ощутила острый дефицит кадров.

«У нас сейчас 50 швей, а для того, чтобы мы, например, загрузили данную производственную площадку без расширения мощности, нам надо в три раза больше», — пояснил Андрей Бебер, генеральный директор швейного производства.

«Мощность у нас рассчитана на 10-12 тысячи изделий, а из-за нехватки сотрудников выпускаем по 3-4 тысячи», — сказала Анна Желтакова, операционный директор швейного производства.

Это швейное производство в Петербурге открылось меньше года назад. Выполняет заказы от крупных магазинов премиум-сегмента. Чтобы привлечь работников, готовы предложить и удобный график — производство работает 24 часа, и светлое, хорошо оснащённое рабочее место, и бесплатное обучение.

«В течение месяца я обучалась. Точно так же во время обучения я зарабатывала, потому что обучение оплачивалось», — сказала Эльза, швея.

Квалифицированным швеям, которые работают быстро и без брака, обещают и высокую выручку. Зарплатная вилка у швей может сильно варьироваться. На этом петербургском производстве предлагают от 60 до 150 тыс рублей. Но для максимального заработка придется потрудиться. Например, вот эти 85 комплектов детской одежды, в сумме это 170 элементов, одна швея сшила за одну рабочую смену.

Но даже при зарплате выше средней найти грамотную швею крайне сложно. Похожая ситуация на всех швейных предприятиях города и страны.

«У нас сохраняется дефицит специалистов. На одну вакансию приходится 2,5 резюме, что ниже нормы в 2,5 раза», — отметила Екатерина Скляренко, руководитель отдела маркетинга платформы онлайн-рекрутинга.

Для сравнения — на одну вакансию юриста в крупную компанию приходит порядка 500 резюме. Несколько лет назад почти во всех профильных образовательных учреждениях страны из-за отсутствия спроса у студентов убрали направление «оператор швейного оборудования». В городском колледже петербургской моды, например, учат дизайнеров, художников по костюмам, конструкторов одежды, а непосредственно швейным навыкам — только коротким курсом в рамках других образовательных программ.

«Шить на потоке – это, действительно, неинтересно, но отшить изделие, которое ты до этого придумал сам, сконструировал, выкроил, это да. Сшить его я могу, колледж обучает всем этапам», — рассказала Василиса Завалинская, студента Колледжа Петербургской моды.

Молодежь хочет творческой самореализации, престиж рабочей профессии был утрачен, говорят в колледже.

«Ситуация должна в ближайшее время поменяться, потому что поменялись сами предприятия, работа стала увлекательной, интересной. Швея работает на очень высокотехнологичном оборудовании, это интересно, вклад в развитие общества», — отметила Ольга Коротеева, директор Колледжа Петербургской моды, доктор экономических наук.

Например, студентов учат работать на автоматических швейных установках. Трудоемкую работу выполняет машина, человек только руководит. Практику студенты проходят на крупнейших городских предприятиях. Да и с трудоустройством помогают уже на этапе обучения. Улучшит ситуацию, считают в колледже, и участие в федеральной программе «Профессионалитет». На грант, выигранный учреждением, оборудуют новые профильные лаборатории, а студенты и потенциальные работодатели на одной площадке будут вместе работать над развитием новой легкой промышленности города.