Новосибирские ученые удивили петербуржцев мамонтом: не то, чтобы мы раньше их не видели – наверняка все бывали в зоологическом музее.

Однако, скелет, который собрали для демонстрации на этой неделе в Государственной Капелле, заслуживает особого разговора – это 3-метровый Самсон – гордость российской палеонтологии.

Мамонт крупный, хотя и юный, найден в 2011-м году. Вообще, в Сибири, говорят, по весне кости вымерших миллионы лет назад бизонов и мамонтов местные жители приносят ученым мешками, но вот Самсон – особенный. Специалисты смогли «раскопать» даже кое-какие подробности его доисторической жизни.

Так чем же он помог науке? И почему скелет в Капелле к этому не имеет никакого отношения?

Массивные бивни колосса упираются в стены – помещение Капеллы для Самсона оказалось слишком тесным. Громадный пришелец из доисторических сибирских просторов с трудом держится на подпорках. Пролежав тысячи лет в земле, скелет мамонта, говорят ученые, идеально сохранился.

«Мамонты, когда они добывали пищу, они, как люди: кто-то был правшой, кто-то – левшой. Вот если мамонт правша, он активнее копал, скажем так, снег разгребал правым бивнем, мы видим, что этот мамонт был правша – у него сточен правый бивень», – рассказывает сотрудник Новосибирского краеведческого музея Вера Журавлева.

Благодаря такому обилию костей эксперты сумели восстановить биографию гиганта. Известно им, и чем несчастный закончил свой недолгий век

«Погиб в расцвете сил наш в мамонт, либо он только-только закончил свой рост. Скорее всего, он увяз в илистом грунте, не смог выбраться, он был молод, полон сил, но не смог выбраться, попал в ловушку», – продолжает Вера Журавлева.

С трудом прикрутив лопатки, музейщики вешают на хвост своего подопечного самую важную вещь – талисман на удачу.

«В Новосибирской области когда-то был найден трагантериус слон – уникальный абсолютно слон, предок мамонта, и, когда мы его собирали, я повязала ему бантик, сейчас – это традиция», – вспоминает сотрудник новосибирского палеопарка Елена Гребнева.

Самсон – один из главных экспонатов выставки, открытой в рамках дней Новосибирска. Вместе с джазом и народными костюмами, он – гордость далекого края, которую показывают высоким гостям.

Это – действительно самый полный скелет в мире, найден он был в Новосибирской области, в Чановском районе в 2008 году. То есть – это счастье, которое для мира науки случилось вот-вот, буквально вчера.

Северную столицу мамонтом удивишь едва ли: в Зоологическом музее давно прописались магаданский Дима – ямальский мамонтенок. Ленский гигант на берегах Невы живет аж с 18-го века. Уникальный сибирский экспонат настолько большая ценность, что, как выяснилось, в Петербург приехал, конечно Самсон, да не тот, а всего лишь качественная копия.

«Все кости были настоящие, они сейчас настоящие, выставляются в нашем музее, но это – слепок того самого скелета. Что это за материал? Секрет фирменный, поэтому не подскажу», – не открывает секретов сотрудник Новосибирского краеведческого музея Вера Журавлева.

Мастера сумели передать все его трещинки. Если бутафорские кости не трогать руками, от натуральных не отличишь. Кстати, останки доисторических зеверей в той же Якутии находят часто, но то – вечная мерзлота. Самсон же уцелел при необычно теплых температурах.

«Щла замена зубов: один зуб рос из глубины челюсти и потихонечку выталкивал старый зуб», – говорит Вера Журавлева.

Петербургские гастроли настоящего мамонта анонсировали даже сибирские СМИ, но такой вояж для вымершего зверя, говорят музейщики, сложен прежде всего из-за бумажной волокиты. Поэтому, скелет Самсона лишний раз решили не тревожить. К слову, он и при жизни был изрядно изнеженным

«Из растительности было очень много сладких трав, которые небольшим покровом снега прикрывало, потому что ледниковый период – это сухой период. За летний период нарастало очень много такой злаковой, питательной, растительности», – вводит в курс дела Вера Журавлева.

Мамонт жил почти 40 тысяч лет назад: тогда он и его собратья беззаботно паслись на бескрайних просторах Сибири. Уже к этому времени шерстяные исполины, пусть и с трудом, но пережили не одно изменение климата. Наших предков потомки Самсона увидели чуть позже, и эта встреча стала для них роковой.