Все представленные образцы сегодня-завтра — уже на улицах Петербурга. Обновление парка коммунальной техники и пассажирского транспорта в рамках реформ — одна из самых главных задач. Петербург перестраивает ключевые сферы городской жизни. В том числе и транспортный блок. Приоритет общественного транспорта над личным уже заявлен и реализуется. Лазурные автобусы «двинули» транспортную реформу вперёд, но весь трафик им не под силу. Может быть, петербургский трамвай снова должен стать локомотивом городского движения? Он и сейчас возвращает себе былую славу.

Сентябрь 1907 года. Именно эту дату можно считать отправной точкой в истории наземного общественного транспорта в Петербурге. Именно тогда на смену конке приходят вот такие трамвайные вагоны. Английской фирмы Brush. Контракт был подписан на поставку 190 штук. Но дошли не все. Всего 140. Отличительной особенностью можно считать то, что английские «браши» были единственными импортными трамваями в Петербурге на протяжении всего XX века.

Тогда же, в начале прошлого столетия, трамвай — безальтернативный общественный транспорт в городе. И ради его запуска меняется сам дореволюционный Петербург. Нужны электроподстанции, депо. Чтобы проложить рельсы, реконструируют мосты. Спустя всего 10 лет с момента первого рейса в городе уже 29 маршрутов. Пути проложены по основным улицам — Невский и Лиговский проспекты, Кирочная, Шпалерная, Набережная Обводного канала, на Васильевском острове. Но развитие останавливается из-за революций и Гражданской войны. Маршруты сокращаются, техника устаревает. Исправляется ситуация только в середине 20-х. «Красный путиловец» выпускает четыре модификации вагонов МС. И этот этап эволюции транспортной отрасли тут же меняет и смежные сферы. Нужны мощности для строительства новых составов.

«Строить их начали на Вагоноремонтном заводе №1. Он был построен и запущен в 1934 году. Изначально на нем планировалось осуществлять ремонт трамвайных вагонов. Но потом было принято решение о том, чтобы на этом заводе строить и новые вагоны. И вот таким вагоном как раз и стали «Американки», — объяснил начальник группы экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта Павел Ялышев.

Такое прозвище они получили из-за внешнего вида. Кузов был скопирован с американских моделей. Это отразилось в названии вагонов — МА. То есть моторный американского типа. Но позже их переименуют в ЛМ — ленинградский моторный. А вот автобусы в начале 30-х — импортные. За это десятилетие кратно увеличивается количество маршрутов. Появляются советские модели транспорта. Пик развития — 1939 год. 30 маршрутов и более 100 миллионов перевезённых пассажиров. В это же время в Ленинграде новый транспорт — троллейбус. Правда, всего четыре маршрута. Этот этап развития отрасли заканчивается с началом Великой Отечественной войны. Когда и люди, и техника отправляются на фронт.

«Именно после войны у нас очень сильно стал развиваться общественный транспорт. Благодаря в первую очередь тому, что появился метрополитен. Стал совместно с трамваем обслуживать большие массивы жилых домов. Можно сказать, что транспорт в Петербурге — он подстёгивал расползание территории Петербурга вширь», — отметила главный экономист лаборатории транспортного планирования Людмила Истомина.

После войны возрождается производство. Далее — «строительный бум». И в середине века именно транспорт пытается успеть достичь границ стремительно растущего Ленинграда. Автобусы, трамваи и троллейбусы везут заводчан на работу и обратно в спальные районы. Маршрутная сеть расширяется в геометрической прогрессии. Так, в 80-е годы прошлого века трамвайные рельсы растянулись на 600 километров. Они идут по 67 маршрутам. Рельсы убирают на не самые популярные улицы, расчищая центральные проспекты для троллейбусов. Контактную сеть провели и до окраин, например, в Купчино. Но ещё более внушительная сеть — автобусная. По городу ходят пять тысяч венгерских Икарусов и советских ЛиАЗов. 500 маршрутов. Ленинградский общественный транспорт в то время — один из самых прибыльных в стране.

«Районы постоянно росли за счёт прибывающего населения. Люди хотели жить в культурном Ленинграде. И первыми в новый район запускали именно автобусы. Потому что не требовалось, кроме самой базовой дороги, даже иногда без асфальтированного покрытия, не требовалось никакой инфраструктуры. Чтобы запустить трамвай или троллейбус, нужно прокладывать пути, строить контактную сеть, электрические подстанции. Это дорого и достаточно долго», — сказал руководитель проекта СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Фёдор Черноусов.

В 90-е годы упадок предприятий. Горожане пересаживаются на личный транспорт. Ради экономии сокращаются трамвайные маршруты. И первыми в очереди на исключение те, что проходят по центру города. У трамвая теперь новая функция — подвозить пассажиров к станциям метро. Появляется ещё один вид транспорта — маршрутные такси. Частные. Они меняют поведение пассажиров и дорожную остановку. Остановить маршрутку можно по взмаху руки. Выйти — у светофора или киоска. Но благодаря или вопреки растут новые спальные районы.

«Развитие транспорта, массового, удобного подразумевает развитие другой инфраструктуры вокруг. Здесь, рядом с Ленинским проспектом, есть трамвайная линия в Стрельну, раньше она проходила в открытом поле, сейчас там всё обросло большими домами, и людям будет удобно добираться без пробок», — подчеркнул руководитель инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Виктор Орлов.

Без пробок — это когда преимущество на дороге у общественного транспорта. Сегодня это один из постулатов новой модели обслуживания. Достигается разными способами. Один из них — выделенные полосы. Но для трамваев в центре города это невозможно. Поэтому возродить некоторые маршруты не получится.

Один из ярких примеров — Литейный проспект. Здесь сохранились рельсы. А впервые трамвай пошёл по нему 115 лет назад. Вопрос возобновления движения поднимается регулярно. Аргументы за и против сильные. Возможно, решение затягивается. Но сам факт сохранения инфраструктуры говорит о многом. Например, в Москве частично отказались от троллейбусной инфраструктуры. А это один из самых экономичных и перспективных видов наземного транспорта для мегаполиса.

Город хранит память о прошлом, заглядывая в будущее, в котором каждый вид наземного транспорта выполняет свою функцию. И возможно, как и более чем 100 лет назад, новым витком развития Петербурга вновь станет трамвай. Скоростной. Между Купчино и Славянкой.