Частные музеи в Петербурге восстанавливаются после пандемии и активно наращивают прибыль. Выручка ряда компаний за прошлый год увеличилась на 200 и более процентов. Накануне международного дня музеев мы разобрались в экономике такого бизнеса и выяснили, для чего открывают новые пространства в Петербурге.

Несмотря на то, что частные музеи – это коммерческие проекты, назвать их бизнесом у владельцев зачастую не поворачивается язык. В большинстве своем их создают меценаты, желающие лишь внести свой вклад в культурное наследие города. Так в 2021 году на свет появилась Музей-квартира Иосифа Бродского. Предприниматель Максим Левченко вложил в проект несколько миллионов. Признался, что даже не рассчитывает однажды окупить инвестиции. Хотя трафик, как и выручка по итогам прошлого года уже выросли по меньшей мере втрое.

«Безусловно, это связано с посещаемостью, с тем что мы регулярно проводим мероприятия, у нас открылся книжный магазин, мы делаем специально для музея сувенирную продукцию. Это никакой не бизнес. Это не коммерческое предприятие. Его задача… покрывать расходы2, – сказал Максим Левченко.

Эксперты говорят, что удержаться на плаву только за счет продажи билетов частным музеям попросту невозможно. Именно поэтому нередко место становится не только культурным, но и общественным пространством с лекциями, мастер-классами и собственными кофейнями. Причем такой формат музеев популярен не только для Петербурга. Это общемировая тенденция.

«Людей привлекает может быть и камерность вот этого небольшого пространства музейного. И конечно же возможность сотрудников проводить некую близкую встречу, общение, в неформальном варианте, что мы не встретим никогда в государственном музее», – объяснила экскурсовод Виктория Грачева.

Нередко случается, что частный музей – своеобразный маркетинговый инструмент, с помощью которого реализуются товары. В Петербурге таких примеров десятки: это музеи шоколада, кофе, янтаря, компьютеров и приставок, специй и даже духов. Александр Чудок, например, уже 30 лет торгует чаем. В начале 2000-х задумался о том, чтобы создать на базе бизнеса небольшой музей. На воплощение мечты ушло долгих 15 лет и по меньшей мере 3 миллиона рублей. Сегодня проекту уже четыре года, он, по подсчетам Александра, по-прежнему убыточный, но вот-вот сможет выйти на самоокупаемость.

«Пушкинская карта» нам очень помогла. Нас включили в программу «Пушкинской карты» и это приблизило нас к окупаемости. Конечно, это скорее хобби. Хотя он требует денег, вливаний, он что-то дает для имиджа нашего чая, для известности нашего чая. Поэтому как-то так совмещено», – сказал Александр Чудок.

Кстати, эксперты отмечают, что на доходность музеев нередко влияет их формат. По статистике, у развлекательных проектов шансов стать полноценным бизнесом намного выше, чем у познавательных.