Подняться по тайным лестницам, заглянуть во внутренний двор, где жили и работали Лев Гумилев и Юрий Кнорозов. В Этнографическом музее запустили серию новых экскурсий.
Главный экспонат – Российский этнографический музей предлагает петербуржцам и гостям города приглядеться к самому зданию. Архитектор Василий Свиньин создавал его, как гимн империи. К работе пригласили только отечественных специалистов, они использовали материалы, добытые на родной земле.
Кирпич предоставила известная в то время фирма Иван Поршнев, стальные конструкции – Металлический завод на Арсенальной набережной. Зал памяти императора Александра III или сегодня просто Мраморный, украшает карельский розовый мрамор, но первым в глаза бросается неповторимый барельеф.
«Специалисты ездили по России, изучали разные народности, которые в России проживали, делали зарисовки, делали слепки. И здесь мы видим авторские работы, которые показывает нам народы Российской империи на начало 20-го века», – отметила заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея Ирина Донина.
Зал со световым потолком: такие были распространены в конце 19-го и начале 20-го веков. Однако здесь не стеклянные, а хрустальные плиты с двуглавым орлом, дубовыми ветвями: как символ вечного могущества. Световой потолок – тоже произведение российских мастеров.
Хрустальные пластины потолка монтировали сотрудники известной ювелирной фирмы Хлебников: сыновья и компания – поставщики императорского двора. Так вот, специалисты, которые выполнили очень сложную работу, решили тайно оставить память о себе, и буквально нацарапали автограф.
Его обнаружили только в 2011 году во время реставрации. Самым любопытным гостям музей предлагает новую групповую экскурсию – до пяти человек: им выдают каски и экипировку, а затем по потайной лестнице проводят на самый верх здания, где с высоты 18 метров можно взглянуть на обратную сторону светового потолка. На самом деле он состоит из трех прозрачных преград.
Экскурсовод также знакомит с механизмами чердака, удерживающими многочисленные люстры, и с диковинкой на начало прошлого века – электрическим фонарем.
«Именно на электричество смотрели. Сейчас для нас это обыденно, мы даже его не замечаем, а тогда это было новшество, на которое тоже специально смотрели – фонарь называется. Световой потолок в Аванзале – фонарик, там тоже три потолка, но он закрыт. Верхний потолок закрыт, потому что внутри электрический свет. Электрические лампочки большие», – рассказала главный методист Российского этнографического музея Галина Романова.
В этом году Российский этнографический музей отмечает 100-летие со дня открытия для первого посетителя. Неповторимое здание еще и уникальный исторический случай. Последнее в Царской России построено специально для экспозиций – в 1902 году – как этнографическое отделение Русского музея.
Впрочем, работать оно стало только через 20 лет – в 1923-м. Музей пережил, пожалуй, самые яркие страницы отечественной истории. О них расскажут на другой летней экскурсии.
Она начинается с площади Искусств и после осмотра фасадов гостей приглашают, например, в особую кладовую, где хранятся сокровища императорской династии. Узнают гости и о последствиях бомбежки в годы войны.
Еще теперь можно выйти во внутренний двор, где растут яблони и находится корпус построенный архитектором Карлом Росси. В этом двухэтажном здании жили и работали Лев Гумилев и Юрий Кнорозов.