Два необычных музыкальных события пройдут на сцене Екатерининского собрания в мае.
Музыканты сыграют на челюсти осла, панцире черепахи и шаманских барабанах
19 мая зрителям Екатерининского собрания представят яркую музыкальную премьеру – экзотическую программу «Ритмы цивилизации майя» в исполнении ансамбля ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса (Мексика). Самобытный творческий коллектив, наследник национальной музыкальной традиции ацтеков и майя, испанцев и мексиканских индейцев выступит в России впервые. В концерте прозвучат колоритные мелодии коренных народов Центральной Америки, а также произведения выдающихся кубинских и мексиканских композиторов.
Представление о том, какой была музыка коренных народов Центральной Америки, сегодня весьма условно, но единственное, что можно сказать наверняка, – майя и науа создали одну из самых ритмичных и пронзительных музыкальных культур древности и самый богатый на территории Америки музыкальный инструментарий. Об этом говорят сохранившиеся музыкальные кодексы, найденные при археологических раскопках музыкальные инструменты, настенные росписи и фрагменты рукописей испанских монахов.
В доиспанские времена на этих землях музыка была инструментом социальной иерархии и неотъемлемой частью религиозного культа с его ритуальными песнями и танцами, имела прямое отношение к поэзии и чтению так называемых гимнов. Любопытно, что в языке ацтеков даже не существовало слова «музыка» – его заменяло «искусство пения». Считалось, что музыкант «поет» своим инструментом – так же, как танцор «поет» ногами. Древние ацтеки верили, что песня – это воплощение божественного дыхания. Именно поэтому исполняли ее только специально подготовленные, обученные музыканты. Промахи и ошибки при музицировании, неверное движение в танце, сбившийся барабанный ритм оскорбляли богов и наказывались тюрьмой или смертью.
Каждый музыкант получал имя по названию своего инструмента, и это служило признанием высшей квалификации исполнителя. Инструментов, которым, конечно же, приписывали божественное происхождение и магическую силу, было великое множество. Гостям музыкального вечера в Екатерининском собрании предстоит знакомство с некоторыми из них. Например, Айотль представляет собой панцирь черепахи, по которому ударяют или скребут. Караколь создан из раковины морского моллюска: по древней легенде именно из улиточной трубы в подземном царстве возвестили о сотворении человека богом Кетцалькоатлем, с магическими способностями которого и связывают звучание этого инструмента. Кейхада де буро – идиофон (ударный инструмент) сделан из челюсти осла и производит характерный громкий ненастроенный звук.
Ансамбль ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса родился в рамках программы обучения молодых мексиканских исполнителей на оркестровых ударных инструментах. Сегодня в его составе – девять молодых солистов в возрасте от 18 до 28 лет. Музыканты тщательно изучают не только традиционную музыку, но и классический репертуар, а также исполняют произведения, написанные современными композиторами специально для них.
Концерт «Ритмы цивилизации майя» входит в программу XXI Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука», традиционного форума Московской консерватории, который в Северной столице проводится в партнерстве с Центром национальной культуры «Петербург-концерта» и Российским институтом истории искусств с 17 мая по 1 июля. Яркое и самобытное явление в музыкальном мире, этот авторитетный фестиваль вот уже более 20 лет дарит представителям разных этносов и культур возможность для прямого творческого общения на языке музыкального искусства.
В этом году во «Вселенной звука» примут участие представители разных регионов России от Чукотки до Кабардино-Балкарии, а также гости из Индии, Ирана, Монголии, Мексики и Филиппин. Концертные программы фестиваля на этот раз пройдут не только на сцене Московской консерватории и в Российском институте истории искусств, но и на основной площадке «Петербург-концерта» – в Екатерининском собрании.
«Эти четыре человека» из Ирана выступят в Екатерининском собрании
Уникальный вечер иранской классической музыки «Эти четыре человека» пройдет 21 мая. В Большом зале Екатерининского собрания с искусством иранского классического пения петербуржцев познакомят выдающийся мастер Хосейн Нуршарг и виртуозы-инструменталисты Сияваш Валипур (сантур), Алиреза Дарьяи (каманче), Марьям Ходабахш (уд) и Негар Эзази (ударные)
Иранскую классическую музыку называют чудом, услаждающим слух: беспрерывно, на протяжении нескольких тысячелетий, она сохраняет и питает национальную культуру, не изменяя древним основам и не устаревая. Одна эпоха сменяет другую, рождаются и умирают цивилизации, а иранская музыка наряду с величественной архитектурой, философским эпосом и пронизывающей все мистической поэзией служила и служит неиссякаемым источником духовного наслаждения. Будучи одним из древнейших и величайших явлений мировой культуры, она отражает и воплощает мировоззрение иранского народа, его историю, его идеалы и нравственные ценности.
Иранская музыкальная традиция продолжает покорять сердца и умы современных людей, и это неудивительно, ведь одна из ее особенностей состоит в том, что мастерство передается от одного поколения музыкантов к другому не по учебникам, а устно, индивидуально, в моменте живого сотворчества.
Сложно организованные монологи-авазы не сочиняются полностью и не фиксируются заранее. Любая композиция – это всегда очень личная история. Каждый певец и музыкант одновременно является и исполнителем, и композитором, и философом. Но все же чистой импровизацией иранское классическое пение назвать нельзя. Для него существует канонический набор мелодико-ритмических формул, корни которых теряются в глубинах древних религиозных практик и магических ритуалов великих жрецов. Каждый элемент – это и лад, и принцип музицирования, и последовательность мелодических элементов.
Процесс же соединения их в единую композицию зависит от интуиции и интеллектуального расчета исполнителя. Из канонического «словаря» мелодических моделей он выбирает именно те, что наиболее созвучны моменту и мелодии его души. Именно певец создает аваз, а музыканты-инструменталисты «отвечают» на него, усиливая заданную тему при помощи тембровых и фактурных средств.
Каждый раз заново витиеватый музыкальный узор рождается здесь и сейчас. Проникновенный вокал в тесном союзе с неповторимыми тембрами традиционных иранских инструментов раскрывает несравненную красоту иранской музыки и отправляет слушателей в завораживающее путешествие по миру собственной души. В этом заключается одно из сокровищ иранской культуры — искусство «бедахэ» или «бедахэ навази», особый род музыкального творчества, когда в едином порыве вдохновения и сопереживания, с учетом жестких законов многовековой традиции, создается неповторимое звуковое полотно.
Программа «Эти четыре человека» представит петербуржцам музыку современного Ирана – актуальную и почитающую традиции, рафинированную и спонтанную. В фокусе вечера – виртуозное искусство звезды иранского аваза, обладателя редкого по красоте голоса Хосейна Нуршарга, ученика великих мастеров – Малека Масуди и тегеранского музыканта Разави Сарвестани. Хосейн Нуршарг сотрудничает с Московской консерваторией, где развивает изучение музыкальной культуры Ближнего и Среднего Востока и организует разнообразные иранские проекты.
Концерт «Эти четыре человека» входит в программу XXI Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука», который с 17 мая по 1 июля проводит Центр национальной культуры «Петербург-концерта» совместно с Научно-творческим центром «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российским институтом истории искусств.
Яркое и самобытное явление в музыкальном мире, этот авторитетный форум вот уже более 20 лет дарит представителям разных этносов и культур уникальную возможность для прямого творческого общения на языке музыкального искусства.
В этом году во «Вселенной звука» примут участие представители разных регионов России от Чукотки до Дагестана, а также гости из Индии, Ирана, Монголии, Мексики, Боливии и Филиппин. Концертные программы фестиваля на этот раз пройдут не только на сцене Московской консерватории и в Российском институте истории искусств, но и на основной площадке «Петербург-концерта» – в Екатерининском собрании.