20 лет исполнилось с момента завершения работ по восстановлению Янтарной комнаты в Царском Селе. Каждый год миллионы туристов посещают Екатерининский дворец, чтобы увидеть восьмое чудо света. Жемчужина летней резиденции российских императоров стала настоящей визитной карточкой Северной столицы.

Перед музейщиками стояла тяжелая задача. Самым сложным было восстановить цвет янтаря по найденным черно-белым фотографиям. Рецепт окраски камня был утерян. Художники-реставраторы создали новый и даже получили свидетельство на изобретение «Способа окраски янтаря».

Янтарные мастерские Екатерининского дворца раскрывают тайны почти ювелирного искусства. Именно здесь по крупицам собирали панели с солнечным камнем — основу знаменитого на весь мир интерьера. Чтобы каждая деталь точно соответствовала историческому облику, пришлось восстанавливать старинный способ окраски янтаря.

«Янтарь светлый кладется в разные цвета. Можно смешивать их между собой. Красители с водой, кипячением с разбавлением большого количества спирта», – рассказала реставратор III категории Царскосельской мастерской Наталия Мазур.

«Янтарная комната» – это подарок прусского короля Фридриха Вильгельма Первого Петру Великому. Во время оккупации Царского Села шедевр вывезли нацисты. Похищение века было тщательно спланировано. Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти. В 83-м году в Царском Селе приступили к восстановлению восьмого чуда света. К этому времени удалось найти утраченные фрагменты, большую часть изготовили заново. Над реставрацией Янтарной комнаты музейщики, ученые и архитекторы работали почти 25 лет.

«Янтарная комната – это наш бренд. Нам даже не надо придумывать никаких историй, как это делают другие музеи. У нас все историческое и очень интересное, история будоражащая умы, вызывающая интерес. Этому интересу мы обязаны миллионами посетителей ежегодно, которых мы видим – особенно летом», – рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова

Даже после реставрации капризный янтарь нуждается в тщательном уходе. Древесная смола хоть и окаменевшая, но очень чувствительна к внешним воздействиям. На камнях то и дело пересыхает наносимый колеровочный слой и образуются микротрещины.

«Для того, чтобы остановить этот процесс, лучше всего использовать воск. Воск защищает. Молекула маленькая – хорошо проникает везде. И он является консервантом. Раз в полгода мы проводим это», – отметил начальник янтарного участка Царскосельской янтарной мастерской.

31 мая в музее-заповеднике откроется выставка, посвященная подвигу реставраторов. Фотографии мастеров, их кропотливый труд и все этапы научной реконструкции. Посетителям расскажут о том, как комната создавалось заново по сохранившимся историческим изображениям, доставленных из Калининграда. Именно там в апреле 45-го теряются следы шедевра. По поводу его местонахождения регулярно появляются новые версии, но пока ни одна не подтвердилась. Научные сотрудники Царского Села не теряют надежду, что когда-нибудь Янтарную комнату обязательно найдут и вернут в музей, в каком бы состоянии она не находилась.