Огромный ассортимент качественной сельхозпродукции – одно лучше другого. Но это не ярмарка тщеславия. Скорее, перекличка – кто все еще в фермерском строю. И сверка часов – как лучше развиваться в этом бизнесе.

Универсальных рецептов нет – «выстрелить» может страусиная ферма, а традиционное птичий инкубатор – не принести ни копейки, несмотря на спрос. А может быть все наоборот. Так что, как говорят бывалые, стать фермером – легко, а вот продержаться – трудно.

Евгений больше не просыпается по будильнику, три года назад во время пандемии он бросил привычную жизнь и уехал за город. Вложил накопленные средства в собственное хозяйство и стал фермером.

«Нет, ну я себя фермером не считаю, я, скажем так, менеджер по управлению», – сказал предприниматель Евгений Черемисин.

Теперь он главный по корнишонам. И речь вовсе не об огурцах. Так называют совсем маленьких цыплят. Разведение полностью автоматизировано. С помощью компьютеров в специальной камере регулируется необходимая температура, количество кормлений, периодичность подачи питьевой воды.

«Корнищон – маленькая курочка, если нет спроса, мы выращиваем дальше. Килограмм-полтора – это цыпленок. И если нет спроса, то растим дальше и появляется курица», – отметил Евгений Черемисин.

Выращивается здесь и курица. А главный деликатес – цесарка – горная куропатка. Гипоалерегнное мясо. Правда многих в начале пугает цвет, думают им пытаются продать фальсификат.

«Оно такое, разноцветное. И белое, и желтое. Я думал испортилось, позвонил знакомому фермеру. Он говорит – нет это нормально», – добавил Евгений Черемисин.

Вчера в Пушкине открылся съезд фермеров и владельцев подсобных хозяйств. Говорят это не только возможность показать собственные достижения. Такие мероприятия неплохо бы посещать тем, кто фермером только хочет стать. Многие порой неправильно понимают саму суть работы.

«Самое первое заблуждение. Что фермерский продукт легко продать. И у них появляется переизбыток. И, конечно, сосед будет первым, кто этому поспособствует. Многие совершают эти ошибки. Фермер – это человек который, по сути, должен знать 10-15 профессий, а если с руками, то еще три мы там посчитали», – сказал президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда.

Ты не только сам себе сыровар, а сам себе бухгалтер. И порой даже слесарь. Любое подсобное хозяйство не подразумевает большого штата сотрудников, иначе просто ничего не заработаешь.

Поэтому владелица рыбной фермы и сама часто кормит сома. Римма Петрова рассказывает – самое главное было все по науке построить, даже к немцам обращались. Вся вода идет по трубам, после чего через фильтр со специальными добавками капельками стекает в поддоны. И оттуда уже в аквариумы. Замена – каждые полчаса. И главное следить за чистотой воды и поддерживать температуру. 25-27 градусов.

«Если 20 градусов, они перестают кушать, 15 градусов – они ложатся на дно. 10 градусов – они засыпают навсегда в течение 5-7 часов», – объяснила Римма Петрова.

Клариевый сом – уникальная рыба. Она живет стаями и имеет вожака. Их нужно часто пересаживать, чтобы в бочке не разгорелась борьба за власть.

Этот сом – единственный вид с легкими. Он может жить на суше до трех суток или ползти по земле в сторону воды до двух километров. Ученые объясняют это очень просто – эволюция. То есть примерно лет через 500 или 800 эта рыба перестанет быть рыбой и останется жить на берегу.

Но не перестанет быть деликатесом, сом и сейчас по вкусу напоминает мясо животных. Основные рынки сбыта, конечно, рестораны и небольшие магазины. Спустя 15 лет работы. Есть и далеко идущие планы.

«Вода которая идет от рыбы, она поливает эти теплицы и еще обогревает их без удобрений. И вот сейчас мы написали проект, не знаю защитимся или нет. И построим эти теплицы, где будем выращивать огурцы, помидоры и клубнику» – добавила Римма Петрова.

Феремеры рассказывают – есть различные этапы государственной поддержки: частично возмещают стоимость корма, стоимость коммунальных услуг. Есть и просто грантовые проекты, но требуется очень много бумаг. Кстати, специалисты уверены – в первую очередь важно учить культуре бренда, ведь многие приходят продавать просто вкусное мясо или молоко, а нужно уметь убедить в этом других и заставить тебя запомнить, не только вкусом, но и антуражем. Очень важная составляющая любого фермерского проекта – моментальная кулинария. Клиентов проще всего завлечь в гастротуры с элементами местной культуры, что бы можно было и рыбку съесть и, например, достопримечательности области посмотреть.