Маленькая, но уютная квартирка в центре Петербурга со всеми удобствами и по сходной цене! Так особо предприимчивые люди зазывают в бывшие коммуналки. Все вроде бы прозрачно: изолированные студии с санузалми и кухнями – тесновато, но зато свое. И покупатели «покупаются». А ведь под видом отдельного жилья им на самом деле продают доли.

Вокруг доходного дома Дубровича на Коломенской улице строительные леса. Идет капитальный ремонт фасада. Внутри – пока еще неокрашенные стены парадной. Исправят в ближайшее время, рассказывает риелтор. На пятом этаже – один из объектов. Так называемая студия. Бывшая комната в коммунальной квартире. Цена – три миллиона рублей. За 11 квадратных метров дизайнерского ремонта и спальное место под потолком.

– Это же коммуналки?
– Да.
– Студия в границах комнаты или переделанная?
– Да. В границах.
– То есть по согласованию, по документам?
– Согласование не пройдет она, нет такого закона. По документам – это комната.

Но в объявлении именно квартира-студия. И таких вариантов сотни на рынке петербургской недвижимости. Коммунальные квартиры как пирог нарезают на куски. Главное, чтобы в новой жилплощади было окно. Продавцы обещают выгодные условия, даже возможность купить метры в ипотеку. Но это лишь доля в общей собственности.

«Когда покупаете комнату, это тоже доля. Но вы понимаете конкретно, где будет ваша выделенная комната. А вот в эти вот студиях так называемых, которые переделывают, там сносят стены, делают, уменьшают площадь. И получается границы уже изменены. И это просто какая-то часть квартиры неподтвержденная ничем, где она находится. То есть это хуже юридически, чем комната», – объяснил основатель агентства недвижимости Антон Зверев.

Добиться такого количества квартир в рамках одной коммуналки позволяет перепланировка. В девяти из десяти случаев, уверены эксперты, она сделана без проекта, без согласования. А значит незаконно. Появляются новые мокрые зоны, то есть кухни и санузлы над жилыми помещениями. Иногда сносятся несущие стены и перегородки. В новостройках и даже домах, возведенных в советское время, такое почти невозможно – квадратура не позволяет. Поэтому от ударов перфоратора страдают стены вековых доходных домов.

«Они были рассчитаны на совершенно иную нагрузку. 150-200 килограммов на метр квадратный. Сейчас нормы изменились. Сейчас нам нужно минимум 300 килограммов на метр квадратный. Более того, за 100-120 лет эксплуатации здания они не усилили свои перекрытия. Наоборот. Перекрытия утрачивают свою способность», – сказал председатель комиссии по строительству общероссийской общественной организации «Опора» Глеб Лукьянов.

Еще один негативный эффект от перепланировки – нагрузка на коммуникации. Трубы и проводка просто не рассчитаны на кратное увеличение количества жильцов. Это может привести к коммунальным авариям и внештатным ситуациям. И это не говоря о потенциальной угрозе обрушения, из-за тонн новых конструкций и напольной стяжки. С подобными проблемами столкнулись жители дома №7 на Исполкомской улице. Там разбор межкомнатных перегородок перерос в судебные разборки. Тяжба продолжается два года.

«Есть решение, что квартиру привести в первоначальный вид. Это у нас все есть. Но пока это постановление не вступило в силу, так как оппоненты, которые купили, пытаются отстаивать свои права и подали апелляцию», – отметил председатель Совета дома №7-9 по Исполкомской улице Владимир Лотоцкий.

Сейчас на месте коммунальной квартиры одиннадцать студий. Часть из них сдается посуточно, рассказывают жители. Это приводит к порче общего имущества, конфликтам.

Один из вариантов внутреннего перевоплощения – это так называемая реновация. Его используют некоторые строительные компании. Там, где это возможно, выкупаются все квартиры. И, сохраняя исторический облик здания, внутри проводят капитальный ремонт. В будущем – это апартаменты. И, так как все сделано законно, то и цена квадратного метра значительно выше.

Бороться с перестройкой коммуналок нужно законом. Так в петербургском парламенте предложили ввести запрет на продажу квартир с незаконной перепланировкой. Поводом стали многочисленные обращения петербуржцев.

«Нужно закрыть эти лазейки. Росреестр должен прекратить регистрировать выделенные доли в квартирах без законной перепланировки. Еще раз повторяю, основная проблема – незаконная перепланировка. И даже нотариусы не смотрят на это и подписывают договоры», – сказал депутат ЗакСа Петербурга Павел Крупник.

Подобная проблема характерна только для Петербурга. В других регионах, конечно, есть свои особенности. Но нет такого количества коммунальных квартир. Да и туристическая привлекательность города на Неве заставляет нерадивых бизнесменов вкладываться в подобные проекты. Остановить их может только отсутствие спроса. А для этого, как коренным жителям, так и приезжим, в первую очередь стоит думать о грамотном вложении кровных в квадратные метры. Ведь подобная коммунальная авантюра может закончиться дополнительными затратами на восстановление прежнего облика исторической квартиры.