В преддверие Дня Победы в институте истории российской академии наук специалисты показали, как реставрируют афиши и программки концертов Симфонического оркестра времен Великой Отечественной. Их передали реставраторам в январе этого года. Окончательный результат работы продемонстрируют в июне.
Афишу 1942 года бережно опускают в специальную ванну. Бумага не боится воды, – объясняют реставраторы, главное – не делать резких движений. Под листом и поверх него – защитные сетки: чтобы не разбить полотно струей и иметь возможность извлечь памятник культуры после купания.
«В процессе старения целлюлоза окисляется. Выделяет кислотные группы, и они сами провоцируют последующее более интенсивное старение. При этом они отвечают за то, что бумага желтеет. В процессе промывки желтизна потихонечку уходит», – рассказала научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Елена Шепилова.
Перед тем, как опустить афишу в воду, с нее буквально сдували пылинки – пылесосом – и скрупулезно изучали: замеряли толщину, белизну, стойкость красок к влаге. Если чернила растекаются, то реставрацию проводят в вакуумной камере.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, бумага чуть ли не самое стойкое, что создано человеком. Уже доказано, что она живет больше тысячи лет почти в неизменном виде: при должном уходе, конечно. Так, например, в своей работе мастера используют только натуральные материалы.
«Я сейчас начинаю подклеивать разрывы, укреплять их. По краю тут очень много разрывов мелких. В качестве клея мы используем пшеничный крахмал это – натуральный клей», – отметила художник-реставратор Санкт-Петербургского института истории РАН Елена Пахалова.
После восполнения утрат, чуть влажную афишу кладут под пресс – между слоями сукна и картона. Крепкие руки реставраторов затягивают винт до упора, чтобы после мойки бумага не пошла пузырями. Отлежавшись, афиша приобретает первозданный вид: такой любовались зрители Филармонии 80 лет назад.
«Афиша – это еще и визуализация образа города, потому что эти афиши были расклеены, развешаны в Ленинграде в период Великой Отечественной войны. И мы имеем дело с уникальными памятниками культуры», – подчеркнула замдиректора Санкт-Петербургского института истории РАН, куратор проекта «Военная летопись Филармонии» Юлия Кантор.
Артефакты проливают свет на историю Филармонии в блокадном Ленинграде, а также – открывают ученым детали военной жизни Симфонического оркестра под руководством Евгения Мравинского в эвакуации в Новосибирске.
«Мы можем теперь увидеть всю панораму культурной жизни Новосибирска за целых три года. Причем пребывание заслуженного коллектива в Новосибирске дало импульс для развития всей музыкальной культуры этого города», – подчеркнул заведующий музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской Академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича Павел Дмитриев.
Реставрация началась в январе: в руки к специалистам попали больше семи сотен афиш, а также – пригласительные билеты и программки Филармонии. Работы по восстановлению и исследования займут три года, а первая выставка будет виртуальной и откроется уже к предстоящему Дню Победы на сайте Филармонии.