Коммунальная отрасль должна уйти в цифру. Будущее ЖКХ обсуждали на этой неделе в Петербурге. У нас прошел большой отраслевой форум. Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня лидирует по количеству жалоб от потребителей. Специалисты считают, что наведение порядка – это, с одной стороны, обновление инфрастуктуры, а с другой – уход от аналоговых методов работы с населением, когда до диспетчерских не дозвониться, претензии людей тонут в бюрократических ловушках и так далее. В идеале – сфера ЖКХ с помощью цифровых сервисов должна стать частью создаваемого, в том числе и в Петербурге, «Умного города». В «Экспофоруме» участники развернули и огромную выставку. Почти все из представленного уже где-то применяется на практике.

В ЖКХ сейчас вектор на незаметность. Оказание услуг не событие, а данность. На первом месте коммуникации. И модернизацию проходят не только, скажем, трубы, но и контроль за ними. Неоднократно здесь звучал тезис – что именно обслуживание объектов жизнеобеспечения станет важнейшей задачей будущего.

Это совсем не игра, а тренажер для студентов, они изучают устройство котельной. По ту сторону экрана можно потрогать оборудование и даже провести его настройку. А рядом самый внимательный сотрудник – робот-контроллер, он старается опережать время, выявляет дефекты труб и устраняет поломки до того, как они произошли.

«Мы не лезем ремонтировать те сети, которые еще живы. Ведь этот прибор очень четко определяет утонения, и мы ремонтируем только там, где дефект точно случится. Оптимизационная задача, чтобы робот мог проходить меньше диаметры и различные переходы, повороты и так далее», – сказал гендиректор ГУП «ТЭК» Иван Болтенков.

Уточняют, что машина определяет дефекты не внешне, а по шуму в трубах. Кстати, если говорить про шум, то на соседнем стенде идет громкая чистка, ржавчину уничтожает лазер. Он с легкостью выжигает слой ржавчины в 50 микрон и очищает поверхность полностью. А затем, переключив режим, можно заниматься сваркой, притом говорят, что обучение занимает около двух минут. Незаменимая вещь при ремонте.

«В обычной сварке происходит сваривание с помощью и того и того металла. Вот так. А тут он варит два металла одновременно и можно варить без проволоки», – сказал участник форума Василий Лавров.

Единственная проблема – очень уж громоздкий аппарат, маленькие делать научились, но мощность теряется, быстро не сваришь. Готовятся на форуме и к зиме – гранулы для посыпки улиц от наледи давно делают с учетом не общего климата, а чуть ли не погодных особенностей конкретного города.

«Общий тренд – это отказ от соли в центральных районах городов и на скоростных магистралях. Двухфазные материалы – это наиболее сильная методика использования твердого реагента с его смачиванием жидким. Это позволяет ускорять процессы», – объяснил участник форума Рудольф Пономарёв.

Помимо борьбы со снегом и пылью коммунальщики ведут борьбу с бумагой на этапе общения с потребителями услуг. Несколько компаний представляют продукт, который систематизирует заявки и отчеты, убирая человеческий фактор. Это не столько мобильное приложение, сколько единое ПО для управляющей компании.

«Мы им помогаем просто облегчить жизнь себе, сократить время ручной обработки, сократить количество повторных заявок, исключить потерянные. То, на что жалуются многие и что занимает много времени», – добавил участник форума Михаил Слащенко.

Это первый столь крупный форум коммунальщиков после пандемии, он действительно международный, серьезная делегация приехала из Китая, правда в основном со сварочным оборудованием. Каждая компания, как и положено на форумах, активно пытается о себе заявить, чтобы потом спокойно уйти в работу. Лучшая награда, как они сами рассказывают, – это когда люди про них не вспоминают. Хвалить, кстати, необязательно, главное, чтобы не было повода предъявлять претензии.