Шанс вернуться к нормальной жизни появился у осужденных, которые отбывают свой срок в исправительных центрах. Еще один недавно открылся в Колпинском районе. Сегодня он самый крупный в России – рассчитан на 800 человек.

Наказание за убийство Николай Курбанов сейчас отбывает не в колонии, а в этом исправительном центре. Строгий режим на гораздо более мягкий сменил полгода назад. По новому закону заключенный, отсидевший треть срока, может просить комиссию исправительного учреждения смягчить меру и заменить ее принудительными работами. Решает суд.

Николай Курбанов получил свой шанс за примерное поведение. Отсидел 5 лет – больше половины своего срока.

«Я просто живу и делаю ту работу, выполняю поставленные задачи, которые перед собой имею, и стремлюсь к той цели, чтобы вернуться к нормальной жизни», – подчеркнул сам осужденный.

«Все делается в рамках поощрения. Это постепенный процесс ресоциализации. Он способствует выходу полностью в жизнь готовым и быть трудоустроенным, адаптированным. Но предусмотрены законодательством меры ответственности, которые применяются к осужденным. Если они являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания – они направляются обратно, в места лишения свободы», – пояснила врио заместителя начальника УФСИН России по городу и области Наталья Сибирёва.

По данным Минюста, еще год назад 44 процента освободившихся заключенных снова совершали преступления. Так как часто эти люди просто не были подготовлены к жизни вне тюрьмы, не могут найти работу. Для того чтобы снизить риск рецидива, и создается новая система.

Исправительный центр в Колпинском районе – самый большой в России. Рассчитан на восемьсот человек. Сейчас заполнен на треть. В него попадают не только осужденные за убийство, но и, к примеру, злостные неплательщики алиментов.

Отличий от той же колонии-поселения много. Можно пользоваться мобильными телефонами, меньше замков и решеток. Бытовые условия – 4-5 кроватей в комнате, душевые кабины на этаже и общая кухня.

Режим дня в центре, конечно, существует. Но бывшие заключенные могут, например, сами определиться, чем именно им питаться – вплоть до деликатесов. Можно даже рассчитывать на газировку, но алкоголь – под строжайшим запретом.

Большинство обитателей центра весь день проводят на работе. Николай Курбанов, например, сотрудник интернет-магазина. Копит на свадьбу.

Видеться с семьей и выходить за продуктами тоже можно по согласованию с местным начальством УФСИН. А еще – самостоятельно добираться до работы. На предприятии, где изготавливают натуральную упаковку для колбасных изделий, сейчас работает 12 бывших заключённых. Руководство не скрывает, что еще пару месяцев назад коллектив относился к ним настороженно. Постепенно опасения рассеивались.

«Предыдущий образ жизни, который они вели, и условия, в которых они были, определенным образом сказываются. Это и дисциплина, это и ответственность, это и понимание того, что они становятся на новый путь в жизни», – подчеркнул директор производства Михаил Мокриенко.

Из исправительного центра невозможно «сбежать» – юридически нет такого понятия. Только «самовольно покинуть». А за это – взыскание, и, если признают злостным нарушителем – вновь суд и колония.

«Мое мнение – осужденные, которые вышли из мест лишения свободы, наоборот – более дисциплинированы. Они выполняют полностью требования администрации и нарушений, как правило, не допускают», – отметила Наталья Сибирёва.

Еще больше помочь бывшим заключенным социализироваться должен закон о пробации. Он вступит в силу в следующем году. Среди положений документа – проведение социальной и воспитательной работы, психологическая помощь, подготовка к освобождению.