Личное дело Юрия Гагарина. В День космонавтики в Президентской библиотеке представили рассекреченные документы, связанные с именем первого покорителя околоземной орбиты. Там есть таблица о прохождении военной службы в Советской армии, подписка о неразглашении государственной тайны. Есть автобиография, написанная от руки. Увидеть раритеты могут все желающие — библиотека открыла удалённый доступ через электронные читальные залы.

Кажется, о первом полёте человека в космос уже известно всё до мельчайших подробностей. Но иногда неожиданной тайной представляется то, что вроде бы никто и не скрывал.

Все знают в Петербурге Ленинградский металлический завод. В своё время там сделали то, без чего гагаринский полёт был бы невозможен. И это не преувеличение.

Если пройти вдоль подкопчённых стен сборочно-сварочного цеха Ленинградского металлического завода, можно встретить такое вот граффити. На нём первый космонавт и цифры эпохальной даты. Рисунок появился здесь пару лет назад по случаю очередного Дня космонавтики.

«Коллектив цеха выступил с предложением, все конструктора, технологи, рабочие, так сказать, увековечить здесь эту память», — сказал Савелий Мигай, начальник сборочно-сварочного цеха.

Когда Савелий Мигай говорит «эту память», он имеет в виду не только легендарный полёт. Ветераны ЛМЗ по праву гордятся тем, что завод имеет прямое отношения к событиям, без которых подвиг Гагарина не смог бы состояться. Именно в этих цехах прошли испытания уникального стартового комплекса первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 — носителя, который впоследствии вывел на орбиту корабль «Восток-1».

В середине 50-х конструкторам была поставлена задача придумать систему, которая будет удерживать тяжелую ракету на старте и в нужный момент отпустит её в полёт. Возглавил работу по созданию систем уникального стартового комплекса академик Владимир Павлович Бармин.

Так родился на свет знаменитый «тюльпан», получивший своё прозвище за сходство с четырёхлепестковым цветком. Конструкторы предложили тяжёлую ракету вывешивать на нескольких многотонных фермах, которые в момент старта быстро отходили в разные стороны. Причём без всяких электрических приводов. Только под собственным весом. Просто и гениально.

«В общем-то, может, так и говорят, но на самом деле это надо было придумать! И когда Бармин, главный конструктор этой системы предложил такой вариант — гравитационный развод этих лепестков, ему было сказано: «Может, для страховки сделаем какую-то гидравлику?» Он сказал: «Под мою ответственность! Не надо этого делать». И, действительно, эта система работает до сих пор», — отметил Валерий Куприянов, историк космонавтики.

«Когда смотришь на такие технические решения, одно из первых чувств — почему не я это придумал!? Это гениально! Это здорово! Это замечательно!» — сказал Михаил Охочинский, член Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, учёный секретарь БГТУ «Военмех».

Пуску предшествовало множество испытаний, центром которых стал Ленинградский металлический завод. Предварительно на разных предприятиях Союза построили элементы будущего макета ракеты в натуральную величину. Предполагалось имитировать её запуск, поднимая из шахты на кране. Чтобы параметры соответствовали стартовой массе 260 тонн, полости корабля наполнили водой.

Чтобы был понятен масштаб события, мы решили подняться чуть выше того места, где проходили натурные испытания. Вот там, чтобы разместить гигантский макет ракеты, была выкопана шахта глубиною 7 метров. Рабочие называют её уважительно «космическая яма», но с тех самых пор она не использовалась больше ни для чего. В отличие от гигантских кранов, которые и тогда и сейчас играют первую скрипку.

Наличие этих мощных подъёмных механизмов стало определяющим фактором при выборе места испытаний. Рабочие вспоминают, что прямо в цеху был натянут огромный шатёр, чтобы скрыть происходящее от посторонних глаз. Сотни нюансов, которые могли стоить жизни космическим первопроходцам, выявлялись и устранялись буквально «на коленке». Все понимали, какова цена ошибки, но авторитет конструкторов, руководителей испытаний и Сергея Королёва, который лично присутствовал на тренировочных пусках в Ленинграде, пробивали любые двери, и согласования проходили мгновенно. В итоге путь к звёздам был пройден в рекордные сроки.

«Если 55-й год — это первый колышек в том месте, где появился Байконур, 57-й год, 15 мая — это первый пуск из готовой установки, которая уже испытана, проверена, смонтирована и готова к запуску. То есть, по сути, 2,5 года», — сказал Михаил Охочинский.

Неслучайно Ленинградский металлический завод стал первым промышленным предприятием, которое посетил уже в статусе легенды первый космонавт планеты Земля.

«Славные дела творятся этим замечательным коллективом! От имени космонавтов желаю и в будущем творить так же славно, как сейчас», — написал Юрий Гагарин в Книге почетных гостей завода, которая бережно хранится в местном музее.

И если сегодня кто-то где-то говорит, что мол «можем повторить», хотелось бы думать, что речь идёт о ремейке именно таких свершений.