В России отмечается День космонавтики. С праздником всех петербуржцев и, в особенности, причастных к освоению космоса жителей города поздравил Александр Беглов. Значительный вклад в сферу вносят петербургские конструкторские бюро, научные институты и предприятия. К примеру, на заводе «Климов» первый ракетный двигатель выпустили в 1965 году. Для этого специалистам, которые создавали только авиационные моторы, пришлось полностью перестраивать производство.
Чтобы космические корабли были в состоянии бороздить просторы Вселенной, в середине XX века в работу так или иначе включились почти все промышленные предприятия Северной столицы.
На «Климове» о так называемом «Времени первых» напоминают два двигателя, сейчас ставших музейными экспонатами. 5Д67 был сердцем советских противоракетных комплексов и проявил себя в разгар Карибского кризиса.
«В 1960-ые годы американские бомбардировщики регулярно нарушали воздушное пространство Советского Союза. Надо было что-то с этим делать. Одним из рычагов стали наши замечательные зенитно-ракетные комплексы С-75 и, в последствии, С-200. Между прочим, именно комплекс С-75 приземлил высотный самолёт-разведчик U-2 с Пауэрсом», – напомнил начальник отдела технического развития «Климова» Данил Корепанов.
Строителям вертолетных двигателей «Климова» приходилось буквально на ходу осваивать и – что самое ответственное – применять на практике новые знания. Цена ошибки была слишком высока: от их профессионализма зависели не только жизни космонавтов, но и престиж всей страны.
«Это двигатель 8Д-419 – жидкостный ракетный, который также был в 60-70-ые годы создан на нашем предприятии. Тогда мы дружили с предприятием «Красный октябрь», наши КБ соединились в едином порыве. Двигатель стал уникальным изделием, который запускал в космос межконтинентальную баллистическую ракету», – рассказал Данил Корепанов.
Среди экспонатов музея ОДК-Климов есть вымпел, который принес известный космонавт Иван Вагнер, когда-то работавший на предприятии конструктором. Вымпел побывал на орбите, о чем свидетельствует штамп российского сегмента МКС – 17 мая 2020 года.
В музее связи имени Попова тоже немало экспонатов, посвященных освоению космоса. Например, макет первого искусственного спутника Земли. Но особого внимания заслуживает коллекция марок и эскизов для их изготовления. Первые, еще задолго до полета Гагарина, были посвящены автору теории русского космизма Константину Циолковскому. Но и легендарный полет «Востока-1» тут же отметили выходом почтовой марки.
«На ней космонавт изображен в шлеме. Это некое условное изображение. И условное изображение ракеты. Зато дата прописана вполне конкретная: 12 апреля 1961 года. Нужно было оперативно выпустить марку, и у художников не было времени на подготовку портретного изображения. Опять же, нужно было убедиться в успешном запуске, в том, что космонавт благополучно вернулся на Землю», – пояснила заведующая экспозиционным отделом музея Татьяна Васильева.
Марка с портретом Гагарина вышла уже через 5 дней – 17 апреля. Хранят в музее и эскизы рисунка первого советского человека, вышедшего в открытый космос. К 12 апреля подготовили специальную экспозицию. Она уже доступна для посещения.