На середину мая назначено начало эксперимента по обязательной маркировке соков. Систему «Честный знак» разработал Минпромторг. Ее задача сделать производство и продажу прозрачными и позволить покупателям контролировать качество товара. В проекте по маркировке уже участвуют духи, лекарства, табак и шубы.

Штрих-коды бывают линейные, это такие полосочки, и дата-матрикс в виде квадратика. Первые необходимы для внутреннего учета товаров в магазине. Они показывают, например, сколько товаров осталось на складе, когда была поставка. А вторые – полезны покупателю. С помощью специального приложения можно узнать массу интересных подробностей.

Вес товара, состав, срок годности. А главное – подтверждение подлинности. Покупателю удобно. А для бизнеса затраты. Вход в «Честный знак», в зависимости от масштаба производства, от 15 тысяч рублей на оборудование и регистрацию в системе. А еще нужно печатать штрих-коды.

«К нам поступает макет с тем, как заказчик хочет, чтобы его код выглядел. Я по этому макету уже в программе создаю файл», – объяснил оператор цифровой печати Артур Левин.

Так печатаются штрих-коды в типографии. Программа сама генерирует код, а далее он наносится на ленту. Стоимость зависит от тиража, типа бумаги, размера этикетки и варьируется в среднем по рынку от двух копеек до двух рублей.

«Наша основная задача – напечатать код, напечатать его правильно, чтобы он считывался, чтобы материал, который мы использовали, не бликовал. Можете печатать на пленке, пленка будет подвергаться атмосферному воздействию, можно водой ее мыть», – сказал коммерческий директор типографии Сергей Кузнецов.

Производители могут и сами печатать коды с помощью термопринтеров, тогда затраты будут только на расходники. Этикетка обойдется в несколько десятков копеек. Но в любом случае почти все коды заранее надо регистрировать. И это – тоже деньги.

«Если мы берем регистрацию штрих-кодов по обязательной маркировке «Честный знак», то стоимость будет 60 копеек с НДС за один штрих-код. Если мы берем линейные коды EAN-13, то здесь цена варьируется от по рынку. В среднем получается девять рублей за штрих-код», – сказал директор компании-регистратора штрих-кодов Валерий Антонов.

Тут важно понимать, что линейные штрих-коды покупаются сразу на партию. То есть на все молоко, скажем, на сто бутылок, одного бренда, объема и жирности требуется один штрих-код. Тот самый за девять рублей. А вот на каждую единицу товара нужно нанести еще дата-матрикс код для «Честного знака». И таким образом затраты бизнеса с введением обязательной маркировки вырастут. Впрочем, эксперты видят явные плюсы.

«Это единовременные затраты, достаточно значительные, безусловно, Но оборот контрафактной продукции, отказ от нее, уменьшение, по крайней мере, ее объемов, это тоже плюс, с точки зрения развития экономики», – добавила и. о. заведующего базовой кафедрой ценных бумаг и инвестиций Международного банковского института им. А. Собчака Ирина Шашина.

Производители предупреждают о потенциальном подорожании продукции. Но сторонники «Честного знака» обещают, что в результате маркировки выиграют все. Покупатели, бизнес и государство. Вся система станет прозрачной. Рынок будет белее, здоровая конкуренция вырастет, и, как результат, улучшится качество товара.